В последнее время жители Екатеринбурга и области стали все чаще получать SMS-сообщения с рекламой различных услуг. Как правило, такая информация приходит от малоизвестных компаний, клиентами которых абоненты не являются и согласия на получение рекламы от которых не давали, — что, по сути, является спамом. Несмотря на то что рассылать рекламу без прямого согласия человека запрещено законом, многие компании это не останавливает, и они продолжают навязчиво рекламировать свои услуги. Впрочем, эксперты и юристы уверены, что бороться с рассылкой спама можно и нужно.
В редакцию УрБК обратился житель Екатеринбурга, которому пришло SMS-сообщение с текстом: «Защита прав потребителей, споры с банками». В сообщении был также указан номер телефона, по которому и позвонил абонент, чтобы узнать, на каком основании ему присылают спам, — по его словам, своего согласия получать рекламу через SMS он не давал и в договоре с сотовым оператором данный пункт не значится. В телефонном разговоре представители организации категорически отвергли причастность компании к рассылкам рекламных сообщений.
Корреспондент УрБК также позвонил по указанному в сообщении номеру и попал в правовой центр «Вест». На вопрос о причастности компании к рассылке спама также ответили отрицательно и подчеркнули, что такие сообщения не рассылают.
«К SMS-рассылкам мы никакого отношения не имеем», — категорично заявили УрБК в правовом центре, не давая каких-либо пояснений.
Примечательно, что у компании «Вест» нет даже своего сайта в Интернете, однако информация о нем размещена на одном из сервисов для поиска работы. Из данного текста, написанного с многочисленными ошибками, ясно, что правовой центр «Вест» образован в 2011 году и предоставляет юридические услуги широкого спектра. Редакция УрБК обратилась к помощи профессиональных юристов и специалистов по защите прав потребителей, чтобы выяснить, как абонент может избавиться от подобных сообщений.
«Спам-рассылки без предварительного согласия абонента на их получение однозначно незаконны. Пункт 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» прямо запрещает распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, мобильной связи, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Причем доказывать согласие должен распространитель рекламы. Предполагается, что этого согласия нет, если не доказано иное», — рассказал УрБК старший партнер агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Роман Речкин.
Юрист объяснил, что многие поставщики услуг и товаров полагают, что если человек является клиентом компании и предоставил ей какие-то свои контактные данные, то он автоматически согласен на получение рекламы. Однако на самом деле это не так. В законе четко прописано, что должно быть отдельное согласие на получение рекламы. Даже если клиент оставил свои контакты, это не значит, что он готов получать информацию.
Как правило, компании, работающие на юридическом рынке, лучше знают законодательство и понимают риски, поэтому не используют такие методы рекламы. Однако то, что правовой центр «Вест» отрицает свою причастность к спам-рассылке, не избавляет его от ответственности. У антимонопольного органа есть веская причина поверить причастность компании к рассылке спама, поскольку в рекламном сообщении указаны ее контактные данные. Да и с точки зрения здравого смысла никому, кроме компании, такая SMS-рассылка просто не нужна, поясняют специалисты в сфере права.
Кроме того, юристы опровергают расхожее мнение о причастности операторов связи к рассылке спама.
«Сотовые операторы не контролируют и не проверяют информацию, которая через них проходит, им это запрещено законом, кроме случаев использования технических средств для правоохранительных органов. Поэтому оператору какие-либо претензии здесь предъявить нельзя», — сообщил УрБК юрист Роман Речкин.
Однако в Управлении ФАС по Свердловской области предположили, что операторы связи все же могут быть причастны к SMS-рассылке: сотовая компания может заключить договор с предпринимателями, желающими рекламировать свои услуги таким образом. Избавиться от подобных сообщений можно, написав оператору заявление с просьбой отключить абонентский номер от рассылки рекламы. Однако если спам продолжает приходить, то следует обратиться в уполномоченный орган.
«Если в дальнейшем компания не отключает номер от спам-рассылки, то вы можете написать сообщение в антимонопольный орган, и, соответственно, уже мы будем воздействовать на данную компанию. Если будет доказано, что именно сотовый оператор отправляет рекламные SMS на данный номер, то возможно привлечь его к административной ответственности», — сообщили УрБК в УФАС по Свердловской области.
В ведомстве пояснили, что, хотя оператор и не видит текст, в любом случае необходимо согласие абонента на получение рекламных сообщений.
В Екатеринбургском обществе защиты прав потребителей УрБК пояснили, что о законности либо незаконности рассылки рекламных SMS можно говорить только после того, как станет ясно, что абонент в договоре с сотовым оператором не давал согласия получать рекламные сообщения и в дальнейшем никаким образом, даже случайно, не подтверждал готовность принимать рекламу. Если абонент твердо уверен, что такого согласия он не давал, то он вправе потребовать от организатора рассылки исключить свой номер из списка и даже обратиться в Роспотребнадзор для защиты своих прав.
Таким образом, при получении спама на сотовый телефон прежде всего необходимо обратиться к оператору связи с требованием отключить номер от рассылки. Также важно быть внимательным при составлении договора с оператором связи. Кроме того, не стоит оставлять свой номер в анкетах во время всевозможных акций и рекламных кампаний.
Очевидно, что реклама через SMS не столько привлекает клиентов, сколько раздражает их. Неудивительно, что подобными приемами пользуются фирмы-однодневки и прочие несолидные организации. При этом, как показывает опыт, крупные сотовые операторы также могут быть причастны к распространению раздражающей абонентов рекламы. Фактически крупные игроки рынка связи не гнушаются косвенно нарушать интересы своих клиентов, предоставляя их номера третьим организациям.
Андрей Пермяков