Из князи в грязи: Минфин готов уволить губернаторов за долги
Министерство финансов РФ предлагает отправлять в отставку губернаторов, в чьих регионах накоплен слишком большой госдолг и руководство которых при этом отказывается подчиняться требованиям Минфина. Для того чтобы впасть в немилость, главы регионов должны выйти за рамки ряда критических показателей, определенных Минфином. Свердловской области попасть в опалу не грозит — экономические критерии здесь пока превышают контрольные планки финансового ведомства. Впрочем, ряд экспертов уверены, что пока в регионе сохраняется тенденция к увеличению займов. О напряженной ситуации в экономике свидетельствуют волнения рабочих промышленных предприятий.
Накануне и.о. министра финансов Михаил Котюков направил письмо в российское правительство, в котором перечислил новые критерии для возможной отставки губернаторов и глав муниципалитетов с формулировкой «в связи с утратой доверия президента». Для повышения ответственности региональных и местных властей за осуществление собственной финансовой и бюджетной политики ведомство предлагает ввести более оперативный механизм восстановления платежеспособности, нежели существующая сейчас процедура введения временной финансовой администрации. Для последней требуется решение суда, подготовка которого, в свою очередь, отнимает много времени.
Согласно инициативе Минфина регионы и муниципалитеты, просроченная задолженность которых превышает 10% от запланированных на год доходов или имеющие общий долг больше годовых доходов, обяжут подписывать «соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности», — передает Finmarket.ru.
Если же указанные меры не будут исполняться, то это может стать основанием для отречения губернатора от должности указом президента. Технические подробности процедуры Минфин в письме не приводит.
Предложение Минфина уже вызвало недоумение у экспертов.
«Во-первых, никакого федерального закона о том, что губернатора можно снимать за долги, я не знаю. На мой взгляд, это предложение противоречит действующему законодательству. Во-вторых, стратегии развития региона могут быть различными. Например, стратегия может быть связана с первоначальным заимствованием под серьезные проекты и последующим погашением долгов. Можно и по-другому: долги не копить, а жить по средствам. И та и другая стратегия абсолютно жизнеспособны с экономической точки зрения. Но мы же понимаем, что может случиться все что угодно, любой форс-мажор. Поэтому если делать предложение Минфина общим правилом, то это будет не просто неработающая, но и глупая вещь. Отмечу, что для того, чтобы загнать регион в долги, никаких проблем нет», — заявил УрБК политолог Константин Киселев.
Очевидно, Минфин предвкушает проблемы с платежеспособностью субъектов, которым в следующем году придется реализовывать предвыборные обещания нынешнего президента. Не исключено также и то, что федеральный центр намерен опробовать дополнительные рычаги давления на уже избранных глав регионов. Депутат областного Заксобрания Дмитрий Ионин считает эту идею абсурдной: Москва и без того контролирует и самих губернаторов, и ход избирательных кампаний.
«В возможности снимать глав муниципальных образований, у которых есть такая проблематика, еще присутствует какая-то логика — есть у нас и слабые кадры на местах. Но что касается губернаторов, то у федеральных властей и так сосредоточены все полномочия — они могут и снять губернатора, и сделать с ним все, что хотят. Получается, что одна кремлевская рука будет губернаторов ставить, а другая снимать? Это полный бред. Понятно, что это очередной политический инструмент. Но большинство губернаторов у нас сейчас назначены, процедура выборов — эфемерная, так неужели нет других инструментов влияния на губернаторов?» — отмечает депутат Ионин.
Впрочем, политических моментов в инициативе ведомства может быть несколько, в том числе междоусобные войны федеральных ведомств.
«Сейчас в правительстве идет какая-то суета, мне кажется, они просто не представляют, что делать, вот и мечутся. Чисто политический момент здесь заключается в том, что министерства всегда стремятся перераспределить полномочия в свою пользу. Минфин в таком случае получает дополнительные рычаги влияния. Например, видно, что сейчас идет конфликт между Минфином и Минэкономразвития», — добавил Константин Киселев.
В местной ячейке «Единой России» между тем уверены, что Минфину далеко до политики и его озабоченность экономикой регионов обоснованна.
«Это позиция Министерства финансов, а они далеки от политики. Их интересует экономическая ситуация. Думаю, их инициатива вызвана тем, что многие регионы стали злоупотреблять темой увеличения заимствований и вольготно себя чувствуют при высокой долговой нагрузке. Предложение Минфина исходит из корпоративной практики, когда совет директоров оценивает работу предприятия, которое в какой-то момент объявляется банкротом. В отношении хозяйствующих субъектов такого у нас нигде не прописано. Озабоченность Минфина понятна. Как это может быть реализовано через законы, я ответить затрудняюсь, ведь тут уже будет замешана и политика — губернаторы сейчас избираются населением. И на каком основании их будут отрешать от должности, в варианте Минфина не проработано», — озвучил свое видение секретарь Свердловского регионального отделения партии «Единая Россия», депутат Законодательного собрания Виктор Шептий.
Депутат добавил также, что наш регион далек от тех критических цифр, которые закладываются в этом письме. На сегодняшний день госдолг Свердловской области составляет 20 млрд рублей (для сравнения: Москва — 234 млрд рублей, Московская область — 106 млрд рублей, Татарстан — 80 млрд рублей).
Впрочем, еще в том году областной Минфин и прежний губернатор Александр Мишарин заложили в бюджет возможность его многократного увеличения. До 2015 г. предполагается увеличить предельно допустимое значение государственного долга: 46,5 млрд рублей в 2012 г., 59 млрд рублей в 2013 г. и 73,6 млрд рублей в 2014 г. В Минфине называют эту цифру лишь прогнозом и уверяют, что долг области не будет превышать 10% бюджета. Впрочем, ряд экспертов усматривают в этом тревожные сигналы. Финансовые аналитики сходятся на том, что многократные займы могут привести Свердловскую область к повторению греческого сценария.
Примечательно, что на сегодняшний день уже не исполняются некоторые целевые программы.
«Насколько я помню, губернатор Куйвашев обещал, что госдолг Свердловской области будет снижаться, но пока этого не происходит. При 140-миллиардном бюджете госдолг насчитывает уже 20 млрд — это более 10%. Сейчас прошла информация, что к концу года они намерены еще занимать деньги, чтобы покрыть расходы на социальные обязательства. Сейчас у нас очень сильно провисают доходы, идет катастрофическое недофинансирование областных целевых программ. В отчете об исполнении бюджета на 1 августа есть вопиющие факты: некоторые программы профинансированы лишь на 2–5%. Ситуация очень тяжелая, и все эти волнения на предприятиях — это не просто чьи-то политические игры, это очень тревожный звонок действующей власти», — считает депутат Законодательного собрания Свердловской области Андрей Альшевских.
Напомним, что в официальных заявлениях губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев обещает режим жесткой экономии и сокращение расходной части бюджета.