Рейтинг самых неэкологичных регионов опубликовала на днях всероссийская общественная организация «Зеленый патруль». Исследования независимых специалистов показали — уровень загрязнения воздуха и водоемов Свердловской области оставил далеко позади даже нефтедобывающие районы.Впрочем, эксперты уверяют — паника преждевременна. В первую очередь местные экологи ссылаются на возможную неточность показателей рейтинга.
— Ситуация с загрязнением окружающей среды в нашей области достаточно тяжелая, — поясняет вице-президент Уральской ассоциации экологически ответственных предприятий Галина Пахальчак. — На протяжении 30 лет — с тех пор как начали проводиться экологические исследования — регион входит в десятку самых неблагоприятных. Но в любом случае, вряд ли мы когда-нибудь возглавим этот список. Есть области, где ситуация с уровнем загрязнения атмосферы и образования отходов гораздо хуже. К примеру, в Кемеровской и Челябинской областях. Не думаю, что когда-нибудь мы их обгоним.
Впрочем специалисты утверждают, что постоянным присутствием в тревожном рейтинге регион обязан большому числу промышленных предприятий. Металлургия, энергетика, станкостроение — на Среднем Урале представлены, пожалуй, все производственные отрасли, кроме нефтеперерабатывающей. Реконструкция, модернизация, закрытие старого производства в целях улучшения экологии — все это требует четко разработанного плана и, соответственно, денежных вложений.
— Экологическая ответственность должна лечь как на плечи руководителей предприятий, так и на муниципальные власти, — отмечает Галина Пахальчак. — На законодательном уровне необходимо разработать четкую систему наказаний для тех, кто следит за отходами производства. Кроме того, добросовестных руководителей необходимо поощрять, и на положительном примере воспитывать других собственников предприятий, представителей власти и общественных организаций.
Замечу, что целевая программа по улучшению экологической ситуации в области уже начала реализовываться. Так, министерство природных ресурсов разработало проект, который было предложено подписать 30-ти крупнейшим предприятиям, чья деятельность напрямую отражается на состоянии окружающей среды. Суть инициативы заключается в том, чтобы организации самостоятельно взяли на себя ответственность за выбросы производства.
— 1 400 000 тонн отходов областных предприятий оказываются в воздухе, — комментирует руководитель Свердловского регионального отделения «Центр экологической политики и культуры» Людмила Васильева. — 1/5 от общего объема — результат деятельности Рефтинской ГРЭС. К счастью, они уже подписали соглашение с министерством природных ресурсов. Впрочем, даже такое крупное предприятие не в состоянии в одиночку решить экологические проблемы целого региона. В идеале, на каждом производстве должны быть установлены посты контроля для сбора проб воздуха. И если показатели загрязнения превышают норму — руководители должны принимать срочные меры. Кроме того, немаловажную роль играет экологическое образование населения. Владельцами крупнейших заводов должны быть просвещенные, неравнодушные люди. И каждый из них, занимая высокий пост, должен проходить минимальный экологический курс, — заключила эксперт.
Впрочем, стоит отметить, что неблагоприятный отпечаток на критическую ситуацию в области накладывает и жизнедеятельность свердловчан. А именно — экстремальное загрязнение водоемов Екатеринбурга эксперты связывают с тем, что горожане просто «ходят под себя». Везде, где ступала нога человека — остаются горы мусора и грязи. Специалисты убеждены: если свердловчане хотят пить чистую воду и купаться в водоемах области без опаски — каждый должен взяться за ум. Загрязнение рек и озер дошло до такой степени, что в нынешнем году надзорные органы официально не открыли ни один пляж. Кроме того, на загрязнение воздуха также влияет человеческий фактор. Огромное количество машин и качество топлива не самым лучшим образом сказываются на качестве воздуха.
— Если говорить о выбросах стационарных источников в атмосферу, то они, хоть немного, но сокращаются с каждым годом, — отмечает Галина Пахальчак. — Что же касается выхлопных газов, то их количество увеличивается. Городской автопарк растет, а качество топлива остается на прежнем, довольно низком уровне. Кроме того, в области до сих пор остается нерешенной проблема объездных дорог. В то время как большегрузный транспорт значительно загрязняет воздух.
Чтобы изменить ситуацию, по мнению специалистов, нужна жесткая воля политических руководителей, серьезные финансовые вливания и совершенствование законодательства. А долю бюджета на решение проблем экологии необходимо увеличить как минимум в два раза. Эти деньги должны пойти на образование населения, развитие и сохранение важнейших природных территорий, предотвращение ЧС и очищение водоемов.
Прочитать материал полностью:
http://uralsky-rabochi.ru/society/4765/