Обзор прессы
08.06.2012

«Уральский рабочий» и Дарья Харина: Дошли до ручки

Рейтинг самых неэкологичных регионов опубликовала на днях всероссийская общественная организация «Зеленый патруль». Исследования независимых специалистов показали — уровень загрязнения воздуха и водоемов Свердловской области оставил далеко позади даже нефтедобывающие районы.

Впрочем, эксперты уверяют — паника преждевременна. В первую очередь местные экологи ссылаются на возможную неточность показателей рейтинга.

— Ситуация с загрязнением окружающей среды в нашей области достаточно тяжелая, — поясняет вице-президент Уральской ассоциации экологически ответственных предприятий Галина Пахальчак. — На протяжении 30 лет — с тех пор как начали проводиться экологические исследования — регион входит в десятку самых неблагоприятных. Но в любом случае, вряд ли мы когда-нибудь возглавим этот список. Есть области, где ситуация с уровнем загрязнения атмосферы и образования отходов гораздо хуже. К примеру, в Кемеровской и Челябинской областях. Не думаю, что когда-нибудь мы их обгоним.

Впрочем специалисты утверждают, что постоянным присутствием в тревожном рейтинге регион обязан большому числу промышленных предприятий. Металлургия, энергетика, станкостроение — на Среднем Урале представлены, пожалуй, все производственные отрасли, кроме нефтеперерабатывающей. Реконструкция, модернизация, закрытие старого производства в целях улучшения экологии — все это требует четко разработанного плана и, соответственно, денежных вложений.

— Экологическая ответственность должна лечь как на плечи руководителей предприятий, так и на муниципальные власти, — отмечает Галина Пахальчак. — На законодательном уровне необходимо разработать четкую систему наказаний для тех, кто следит за отходами производства. Кроме того, добросовестных руководителей необходимо поощрять, и на положительном примере воспитывать других собственников предприятий, представителей власти и общественных организаций.

Замечу, что целевая программа по улучшению экологической ситуации в области уже начала реализовываться. Так, министерство природных ресурсов разработало проект, который было предложено подписать 30-ти крупнейшим предприятиям, чья деятельность напрямую отражается на состоянии окружающей среды. Суть инициативы заключается в том, чтобы организации самостоятельно взяли на себя ответственность за выбросы производства.

— 1 400 000 тонн отходов областных предприятий оказываются в воздухе, — комментирует руководитель Свердловского регионального отделения «Центр экологической политики и культуры» Людмила Васильева. — 1/5 от общего объема — результат деятельности Рефтинской ГРЭС. К счастью, они уже подписали соглашение с министерством природных ресурсов. Впрочем, даже такое крупное предприятие не в состоянии в одиночку решить экологические проблемы целого региона. В идеале, на каждом производстве должны быть установлены посты контроля для сбора проб воздуха. И если показатели загрязнения превышают норму — руководители должны принимать срочные меры. Кроме того, немаловажную роль играет экологическое образование населения. Владельцами крупнейших заводов должны быть просвещенные, неравнодушные люди. И каждый из них, занимая высокий пост, должен проходить минимальный экологический курс, — заключила эксперт.

Впрочем, стоит отметить, что неблагоприятный отпечаток на критическую ситуацию в области накладывает и жизнедеятельность свердловчан. А именно — экстремальное загрязнение водоемов Екатеринбурга эксперты связывают с тем, что горожане просто «ходят под себя». Везде, где ступала нога человека — остаются горы мусора и грязи. Специалисты убеждены: если свердловчане хотят пить чистую воду и купаться в водоемах области без опаски — каждый должен взяться за ум. Загрязнение рек и озер дошло до такой степени, что в нынешнем году надзорные органы официально не открыли ни один пляж. Кроме того, на загрязнение воздуха также влияет человеческий фактор. Огромное количество машин и качество топлива не самым лучшим образом сказываются на качестве воздуха.

— Если говорить о выбросах стационарных источников в атмосферу, то они, хоть немного, но сокращаются с каждым годом, — отмечает Галина Пахальчак. — Что же касается выхлопных газов, то их количество увеличивается. Городской автопарк растет, а качество топлива остается на прежнем, довольно низком уровне. Кроме того, в области до сих пор остается нерешенной проблема объездных дорог. В то время как большегрузный транспорт значительно загрязняет воздух.

Чтобы изменить ситуацию, по мнению специалистов, нужна жесткая воля политических руководителей, серьезные финансовые вливания и совершенствование законодательства. А долю бюджета на решение проблем экологии необходимо увеличить как минимум в два раза. Эти деньги должны пойти на образование населения, развитие и сохранение важнейших природных территорий, предотвращение ЧС и очищение водоемов.

Прочитать материал полностью: http://uralsky-rabochi.ru/society/4765/
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
26.09.2012 Въезд большегрузного транспорта в Екатеринбург может быть ограничен в дневное время

УрБК, Екатеринбург, 26.09.2012. Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области будет добиваться ...

06.06.2012 И трава не расти: Свердловская область закрепилась на дне экорейтингов

Экологическая ситуация в Свердловской области из года в год ухудшается ...

08.06.2011 Экология Урала: проблемы обостряются

Уровень загрязнения атмосферного воздуха, воды и образования отходов у предприятий в Свердловской области вновь растет. ...

07.06.2011 Свердловских металлургов нагрузят экологией

Если на Урале не станет легче дышать, Екатеринбург может остаться без чемпионата мира по футболу ...

18.01.2011 51% жителей Свердловской области главным источником загрязнения окружающей среды считают промышленные предприятия

УрБК, Москва, 18.01.2011. Транспорт, промышленность и энергетика воспринимаются большинством жителей регионов в ...