Тема старта бизнеса в Интернете — модная, интересная, и многие начинающие предприниматели, продолжающие предприниматели и зрелые предприниматели засматриваются в эту сторону.
Примеры компаний с многомиллиардной капитализацией, превосходящей годовую выручку в десятки раз, не дают предпринимательскому сознанию покоя. Привлекает также и низкая капиталоемкость создания интернет-бизнесов.
Я попробую рассказать о том, что, на мой взгляд, следует, а чего не следует делать при планировании, запуске и реализации бизнеса в Интернете.
Сразу оговорюсь, что речь будет идти не о проекции существующего бизнеса в Сеть, примером которого является, скажем, интернет-торговля, а о бизнесе, сам продукт которого рождается в Сети и в ней же используется.
Итак, для того, чтобы интернет-бизнес состоялся, нужно несколько вещей:
1. Бизнес-идея.
Вообще, есть несколько способов обзавестись бизнес-идеей. Первый способ — придумать самому. Хорошо, если вы придумаете что-то, чего не хватает именно вам, и таких же, как вы, будет еще 100 миллионов. Только нужно помнить, что прикольных интернет-сервисов очень много. А времени у пользователей их использовать — я уже не говорю о том, чтобы с ними разбираться, — почти совсем нет. Поэтому это сложный, тесный рынок, где побеждает выдумка, интеллект, работоспособность и везение.
Второй способ — подсмотреть, что делается на рынке (например, в США), и с определенной долей фантазии — или без нее — скопировать. Конечно, со знанием дела. Мирового рынка так, скорее всего, не занять, но еще одних «Одноклассников» построить можно. А это уже большой бизнес. Тут важна скорость и понимание местных (как американских, так и наших) специфик.
Третий способ — найти кого-то, у кого уже есть идея или технология. И далее все как в случае № 1.
Замечу, что в Интернете есть сервисы, базирующиеся на технологии (например, «Скайп» или «Гугл»), а есть сервисы, базирующиеся на удобном сервисе для большой группы пользователей (например, «Фейсбук»).
Технологичные вещи делать сложнее, но они и копируются так же непросто.
Итак, вы определились с идеей. Это хорошо, но недостаточно — идея без мотивированной работоспособной команды, готовой быстро бежать 25 часов в сутки, не стоит ничего. Вообще ничего.
2. Кто должен быть в команде. Во-первых, предприниматель с запасом энтузиазма и жизненной энергии. Во-вторых, человек, занимающийся техникой дела. В общем случае этого достаточно. Взявшись за работу, команда должна понимать несколько важных вещей.
Нужно как можно раньше начать проверку рынком. Выделите из проекта главную фишку и проверьте на небольшой группе людей. Это может быть 50 человек, этого уже достаточно. Посмотрите, как и для чего пользователи используют ваш сервис. Поговорите с ними — просто по телефону. Это удивительно, но многие предприниматели из Интернета не говорят со своими потребителями. Сосредоточьтесь на том, чтобы главная фишка заработала. И уже только тогда продолжайте разработку.
Не увлекайтесь большим числом маркетинговых каналов, пробуйте по очереди и помаленьку — только так вы поймете, откуда идет аудитория. И еще раз самое главное — внимательно следите за тем, как ведет себя ваш клиент.
В процессе может выясниться несколько неприятных для вас вещей (скорее всего, они выяснятся обязательно): потребитель ведет себя не так, как вы предполагали; разработка требует больше времени и денег; команда устает и теряет мотивацию.
Это нормально, с этим нужно работать. Во-первых, не бойтесь разворачивать проект вслед за потребителем; то, что кто-то из огромного числа сервисов выбрал именно ваш, — это чудо, не закапывайте чудо в землю, развивайте его. Статистика говорит, что проекты, развернувшиеся в процессе развития от 3 до 5 раз, выживают лучше и развиваются быстрее тех, которые разворачивались реже или чаще.
3. Теперь про деньги — где их взять и как заработать.
Существует огромное число способов зарабатывать в Интернете. Все они в общем делятся на пять больших групп:
1) Прямая оплата за сервис, например за использование того или иного программного обеспечения, или получение услуги.
2) Оплата за расширения к основному бесплатному сервису (за увеличение места на жестком диске, за отсутствие рекламы, за дополнительные функции, за продолжение бесплатного разговора...).
3) Оплата за статус: хотите быть «царем горы» — платите.
4) Оплата за виртуальные товары: за волшебную палочку, дополнительную жизнь или 4 сотки виртуальной земли (мировой рынок виртуальных товаров в 2011 году — примерно 11 миллиардов USD).
5) Ну и, наконец, все возможные виды рекламы: показ пользователям коммерческого контекста, оплата переходов, торговля профилями пользовательского поведения и проч.
Замечу, что чем больше способов удастся реализовать, тем лучше. Но нужно помнить, что Интернет — это среда, где пользователи привыкли многое получать бесплатно.
Но перед тем, как зарабатывать деньги, их, как правило, приходится тратить. Поэтому встает вопрос: а где их взять? Способов, опять же, много. Например, взять в тумбочке или попросить у друзей (родителей, коллег по работе…); можно найти частного инвестора или инвестиционный фонд; можно получить государственный грант (что в последнее время довольно реально).
Правило здесь очень простое: чем «умнее» деньги, тем лучше. Как правило, на старте в большей степени нужны не деньги, а совет, экспертиза и видение. Все это в сочетании с деньгами, бывает, можно найти в специализированных инвестиционных фондах. С ними, конечно, нужно будет делиться своей долей, но, как правило, это получается выгодней, так как в современном Интернете все решает скорость, а это именно то, что может дать специализированный инвестор. Кстати, у таких инвесторов есть еще одно важное свойство: если они видят, что проект «не взлетает» и перспектив нет, они прямо об этом говорят, чем экономят для предпринимателей кучу денег и жизненного времени.
Несколько фактов в завершение (исключительно российских, в мире — еще лучше):
Россия на первом месте в Европе по числу интернет-пользователей.
В России самый высокий в Европе средний чек на покупку в Интернете.
Выручка первых 10 интернет-компаний России — около 3 миллиардов USD (причем 10-я отстает от первой менее чем в 5 раз).
Так что вот так. Вперед.