Авторская колонка
10.05.2012

IT-продюсер Евгений Шароварин об интернет-стартапах

IT-продюсер Евгений Шароварин об интернет-стартапахТема старта бизнеса в Интернете — модная, интересная, и многие начинающие предприниматели, продолжающие предприниматели и зрелые предприниматели засматриваются в эту сторону.

Примеры компаний с многомиллиардной капитализацией, превосходящей годовую выручку в десятки раз, не дают предпринимательскому сознанию покоя. Привлекает также и низкая капиталоемкость создания интернет-бизнесов.

Я попробую рассказать о том, что, на мой взгляд, следует, а чего не следует делать при планировании, запуске и реализации бизнеса в Интернете.

Сразу оговорюсь, что речь будет идти не о проекции существующего бизнеса в Сеть, примером которого является, скажем, интернет-торговля, а о бизнесе, сам продукт которого рождается в Сети и в ней же используется.

Итак, для того, чтобы интернет-бизнес состоялся, нужно несколько вещей:

1. Бизнес-идея.

Вообще, есть несколько способов обзавестись бизнес-идеей. Первый способ — придумать самому. Хорошо, если вы придумаете что-то, чего не хватает именно вам, и таких же, как вы, будет еще 100 миллионов. Только нужно помнить, что прикольных интернет-сервисов очень много. А времени у пользователей их использовать — я уже не говорю о том, чтобы с ними разбираться, — почти совсем нет. Поэтому это сложный, тесный рынок, где побеждает выдумка, интеллект, работоспособность и везение.

Второй способ — подсмотреть, что делается на рынке (например, в США), и с определенной долей фантазии — или без нее — скопировать. Конечно, со знанием дела. Мирового рынка так, скорее всего, не занять, но еще одних «Одноклассников» построить можно. А это уже большой бизнес. Тут важна скорость и понимание местных (как американских, так и наших) специфик.

Третий способ — найти кого-то, у кого уже есть идея или технология. И далее все как в случае № 1.

Замечу, что в Интернете есть сервисы, базирующиеся на технологии (например, «Скайп» или «Гугл»), а есть сервисы, базирующиеся на удобном сервисе для большой группы пользователей (например, «Фейсбук»).

Технологичные вещи делать сложнее, но они и копируются так же непросто.

Итак, вы определились с идеей. Это хорошо, но недостаточно — идея без мотивированной работоспособной команды, готовой быстро бежать 25 часов в сутки, не стоит ничего. Вообще ничего.

2. Кто должен быть в команде. Во-первых, предприниматель с запасом энтузиазма и жизненной энергии. Во-вторых, человек, занимающийся техникой дела. В общем случае этого достаточно. Взявшись за работу, команда должна понимать несколько важных вещей.

Нужно как можно раньше начать проверку рынком. Выделите из проекта главную фишку и проверьте на небольшой группе людей. Это может быть 50 человек, этого уже достаточно. Посмотрите, как и для чего пользователи используют ваш сервис. Поговорите с ними — просто по телефону. Это удивительно, но многие предприниматели из Интернета не говорят со своими потребителями. Сосредоточьтесь на том, чтобы главная фишка заработала. И уже только тогда продолжайте разработку.

Не увлекайтесь большим числом маркетинговых каналов, пробуйте по очереди и помаленьку — только так вы поймете, откуда идет аудитория. И еще раз самое главное — внимательно следите за тем, как ведет себя ваш клиент.

В процессе может выясниться несколько неприятных для вас вещей (скорее всего, они выяснятся обязательно): потребитель ведет себя не так, как вы предполагали; разработка требует больше времени и денег; команда устает и теряет мотивацию.

Это нормально, с этим нужно работать. Во-первых, не бойтесь разворачивать проект вслед за потребителем; то, что кто-то из огромного числа сервисов выбрал именно ваш, — это чудо, не закапывайте чудо в землю, развивайте его. Статистика говорит, что проекты, развернувшиеся в процессе развития от 3 до 5 раз, выживают лучше и развиваются быстрее тех, которые разворачивались реже или чаще.

3. Теперь про деньги — где их взять и как заработать.

Существует огромное число способов зарабатывать в Интернете. Все они в общем делятся на пять больших групп:

1) Прямая оплата за сервис, например за использование того или иного программного обеспечения, или получение услуги.

2) Оплата за расширения к основному бесплатному сервису (за увеличение места на жестком диске, за отсутствие рекламы, за дополнительные функции, за продолжение бесплатного разговора...).

3) Оплата за статус: хотите быть «царем горы» — платите.

4) Оплата за виртуальные товары: за волшебную палочку, дополнительную жизнь или 4 сотки виртуальной земли (мировой рынок виртуальных товаров в 2011 году — примерно 11 миллиардов USD).

5) Ну и, наконец, все возможные виды рекламы: показ пользователям коммерческого контекста, оплата переходов, торговля профилями пользовательского поведения и проч.

Замечу, что чем больше способов удастся реализовать, тем лучше. Но нужно помнить, что Интернет — это среда, где пользователи привыкли многое получать бесплатно.

Но перед тем, как зарабатывать деньги, их, как правило, приходится тратить. Поэтому встает вопрос: а где их взять? Способов, опять же, много. Например, взять в тумбочке или попросить у друзей (родителей, коллег по работе…); можно найти частного инвестора или инвестиционный фонд; можно получить государственный грант (что в последнее время довольно реально).

Правило здесь очень простое: чем «умнее» деньги, тем лучше. Как правило, на старте в большей степени нужны не деньги, а совет, экспертиза и видение. Все это в сочетании с деньгами, бывает, можно найти в специализированных инвестиционных фондах. С ними, конечно, нужно будет делиться своей долей, но, как правило, это получается выгодней, так как в современном Интернете все решает скорость, а это именно то, что может дать специализированный инвестор. Кстати, у таких инвесторов есть еще одно важное свойство: если они видят, что проект «не взлетает» и перспектив нет, они прямо об этом говорят, чем экономят для предпринимателей кучу денег и жизненного времени.

Несколько фактов в завершение (исключительно российских, в мире — еще лучше):

Россия на первом месте в Европе по числу интернет-пользователей.

В России самый высокий в Европе средний чек на покупку в Интернете.

Выручка первых 10 интернет-компаний России — около 3 миллиардов USD (причем 10-я отстает от первой менее чем в 5 раз).

Так что вот так. Вперед.
Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
03.09.2013 Как найти работу в интернете. Преимущества и недостатки удалённой работы

В настоящее время найти работу не просто, особенно если нет высшего образования или сильного рвения. Что касается ...

25.11.2013 Актуальные товары для современных велосипедов

Современные спортивные велосипеды представляют собой достаточно сложный механизм, который может состоять из множества ...

26.03.2013 Центр информационных технологий «Index.art»: развитие рынка SMM еще только в начале

УрБК, Екатеринбург, 26.03.2013. Спрос на услугу SMM (Social media marketing) растет. Однако развитие рынка этой услуги ...

06.12.2012 Бизнес эконом-класса: так ли уж выгодны проекты в Интернете?

Расхожее мнение о том, что в Интернете самые легкие деньги, оказалось мифом ...

29.08.2012 IT-продюсер Евгений Шароварин о полезном стартапе

Хочу поговорить о том, какой интернет-проект мне сейчас видится перспективным, достойным развития и инвестиций, а какой ...