В Екатеринбурге сотрудники ГИБДД начали облаву на такси, которые не успели полностью выполнить требования вступившего в силу закона. Отныне запрещено оказывать услуги по перевозке пассажиров за деньги, если у вашего автомобиля нет таксометра и «гребешка» на крыше. Отсутствие карается штрафом. Однако, как показала практика, далеко не все службы такси испугались нового закона и выполняют его требования. Многие просто продолжают возить людей по определенному тарифу, а не по километражу. А некоторые и вовсе решили обойти закон с помощью формулировок: ряд служб в городе отказались от названия «такси» и с сегодняшнего дня именуются «службами сопровождения», оказывающими своего рода эскорт-услуги.
Напомним, с 1 сентября 2011 года в России действует федеральный закон № 69, запустивший реформу таксомоторных перевозок. Таксистам теперь нужно получать разрешение, его выдают местные власти лишь юридическим лицам. Для соблюдения требований закона частным перевозчикам пришлось регистрироваться индивидуальными предпринимателями или устраиваться на работу в другие компании. Законом были введены штрафы в 5 тыс. рублей за езду без разрешения, «шашечек» на борту машины, оранжевого фонаря на крыше и таксометра в салоне.
Власти дали представителям служб такси более полугода, чтобы подготовиться к нововведениям. И сегодня глава свердловского управления ГИБДД Юрий Демин собрал журналистов, чтобы объявить о том, что закон наконец-то вступил в силу.
«На крыше машины должен быть специальный «гребешок». Автомобиль должен быть оформлен цветографической окраской. Стаж водителя должен составлять не менее трех лет. Кроме того, служба такси должна предоставлять столько детских кресел, сколько требуется пассажирам. Каждое такси теперь должно быть оборудовано таксометром, счетчик которого отслеживает километраж. Водитель легкового такси должен иметь при себе и передавать сотрудникам полиции для проверки соответствующее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа», — рассказал главный автоинспектор.
Он добавил, что исключены нормы о необходимости водителю иметь при себе и передавать сотрудникам полиции для проверки талон о техосмотре, а также размещать его в правом нижнем углу ветрового стекла. С 1 января 2012 года талон требуется только для покупки полиса ОСАГО.
Что касается санкций, то раскошелиться придется тем, у кого совсем нет никаких опознавательных знаков. Штраф за это составляет порядка 5 тыс. рублей. При наличии хотя бы одной обязательной опции, например «гребешка» или окрашенного салона, сумма будет уменьшена наполовину.
Как рассказал Юрий Демин, в правила внесена норма, позволяющая легковым такси двигаться по полосам для маршрутных транспортных средств. Однако вводить или нет правило, предстоит решать муниципальным властям. Также им даны полномочия устанавливать в своем регионе один законный цвет кузова всех таксомоторов, что будет необходимым требованием с 2015 года.
Как оказалось, в Екатеринбурге службы такси оказались готовы к вступлению нового закона в силу, но отнюдь не в плане безусловного его исполнения. Только в двух из шести служб, опрошенных УрБК, есть таксометры. И в это число не входят самые крупные компании, наподобие «Трех десяток».
«У нас оплата по тарифу. Детское сиденье мы можем предоставить только одно», — сообщили в службе такси.
Некоторые компании, очевидно чтобы избавиться от лишних хлопот, оперативно переименовали себя из «такси» в «службы сопровождения» или «транспортные компании».
Примечательно, что в то же самое время, когда закон вступил в силу, федеральные власти решили его смягчить. Принятые Государственной думой РФ поправки к закону, регламентирующему работу такси, смягчают ряд требований его первой редакции. Так, предложено отменить обязательное использование таксометров в салоне в случае, если такси везет пассажира по фиксированной плате вне зависимости от пройденного пути. Кроме того, в качестве такси перевозчикам разрешается использовать машину, которая находится в аренде, — нынешняя редакция закона разрешала ездить только на собственном транспорте.
Таким образом, позиция бизнеса в регионах становится вполне объяснима: зачем спешить соответствовать требованиям закона, если через месяц-два все вновь может измениться?
Валентина Попова