Статистика инспекции труда производит впечатление «убийственное». Каждый день 1—2 человека в результате несчастных случаев на производстве получают увечья различной степени тяжести, и в среднем каждые три дня кто-то погибает на рабочем месте. По итогам минувшего года в регионе произошло 522 несчастных случая, из них 98 — со смертельным исходом. При этом число тяжких увеличилось за год на 21%. В чем причина? Какие предприятия и отрасли региона входят в зону риска? Об этом в сегодняшнем интервью «Уральского рабочего» с руководителем инспекции труда Свердловской области Федором Кравцовым.
— Федор Алексеевич, можно ли сказать, где, на каких предприятиях региона сегодня работать опаснее всего? — Если говорить о случаях со смертельным исходом, то однозначно лидирует строительная отрасль, следом идет обрабатывающая промышленность. Последнее ЧП, расследованием которого сейчас занимаются сотрудники нашей инспекции, произошло несколько дней назад. 25-летнего рабочего на стройке завалило кирпичами, он погиб на месте. К слову, находился он без защитной каски.
Статистика говорит о том, что на протяжении последних лет в строительной сфере отмечается стабильно высокое число гибели людей. 39 смертей — в 2008-м, когда отмечался бум строительства, чуть меньше в 2009-м — 29, когда дела в отрасли пошли на спад, и за 2011 год отмечено 39 случаев гибели при проведении строительных работ.
Можно, конечно, оправдывать рост несчастных случаев тем, что сегодня активнее ведется строительство. И все-таки главное состоит в том, что на предприятиях отрасли не созданы условия для безопасного проведения работ. И еще один немаловажный аспект: сегодня подавляющая масса рабочих на стройках — мигранты, и они не знают русского языка. Они не понимают, что написано в многочисленных инструкциях по технике безопасности. Даже перевести их часто бывает некому. Об этом, к слову, не раз говорил министр строительства. При этом очень многие работают без оформления трудового договора. А это значит, часть несчастных случаев, в том числе и с летальным исходом, в принципе может не попадать в статистику.
— Получается, что истинная картина выглядит еще более тревожно? Можете подтвердить факт, когда, по сообщению одного из СМИ, рабочего-мигранта нашли рядом со строительным объектом, было подозрение, что погиб он при проведении строительных работ, но доказать это оказалось нельзя. — По крайней мере, исключить подобные факты невозможно. Найти виновного в очередном несчастном случае бывает очень сложно. Есть заказчик строительства, есть подрядчики, субподрядчики, и выявить, кто конкретно привел на предприятие людей, иногда — задача с десятками неизвестных. Никто не хочет брать на себя вину, тем более когда дело касается гибели людей. И сейчас разрабатывается законодательство, исходя из которого планируется ужесточить меры ответственности виновных в несчастных случаях. Предполагается, что штрафы для работодателей могут составить до 800 тысяч рублей, что в несколько раз больше, чем сегодня. Думаю, это будет одной из действенных мер.
— А что все-таки является главной причиной травматизма на производстве — работодатели не создают условий, сами рабочие не соблюдают правила безопасности или вконец изношено оборудование? — На первом месте среди причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями стоит неудовлетворительная организация производства работ — 40%, на втором — недостатки в подготовке работников по охране труда — 10%. Далее следует целый спектр причин — от эксплуатации неисправных машин и механизмов до нарушений технологического процесса и неприменения работником средств индивидуальной защиты. Объяснить пренебрежительное отношение работников к своей жизни и здоровью порой бывает невозможно. На некотором оборудовании специально установлены ограничители, когда, скажем, человек попадает в опасную для него зону, механизм автоматически отключается. Это, впрочем, не мешает «умельцам» обходить запреты, что часто заканчивается трагически.
— При этом общеизвестно, что в некоторых сферах износ оборудования составляет 60—80%, например, в коммунальном хозяйстве… — Безусловно, во многом глубинные причины травматизма и истекают из необходимости модернизации промышленности, главным образом — технологической. Это ключевая проблема, которую необходимо решать. Ибо никаких усилий контролирующих органов, в условиях, когда разлажена система охраны труда, никогда не хватит. При условии, что на территории области действует 310 тысяч хозяйствующих субъектов, а в инспекции труда работает 60 сотрудников, понадобится 20 лет, чтобы хотя бы один раз побывать на каждом предприятии.
Гораздо важнее другое, чтобы действовала система ответственности за соблюдение правил охраны труда, чтобы вовремя обновлялось оборудование, проводилось обучение и т. д. Сегодня порой даже на самых опасных производствах специалисты, отвечающие за охрану труда, числятся на этой должности номинально. Сейчас в области готовится к разработке специальная программа по охране труда, она будет предусматривать целый комплекс мер. И если мы будем последовательно их выполнять, то, возможно, достигнем уровня развитых стран. Так, скажем, во Франции инспекторы, приходя на предприятие, очень часто уходят, не зафиксировав ни одного нарушения. У нас, увы, картина пока противоположная — некоторые производства приходится временно закрывать, до устранения всех нарушений.
По последним данным:Государственная инспекция труда приступила к расследованию группового смертельного несчастного случая в ОАО «Евраз КГОК» г. Качканара.
17 января 2012 года около 8 часов 50 минут тепловозом, перемещающимся по грузовому железнодорожному пути № 54 станции Карьерная на территории ОАО «Евраз КГОК» г. Качканара были сбиты 3 монтера пути. Медицинские работники, прибывшие на место происшествия, констатировали смерть одного из пострадавших, второй, доставленный с многочисленными травмами в тяжелом состоянии в Центральную городскую больницу, спустя некоторое время также скончался, третьему — госпитализация не потребовалась.
Создана комиссия по расследованию несчастного случая под председательством главного государственного инспектора труда по отрасли Государственной инспекции труда в Свердловской области, выясняются обстоятельства и причины произошедшего.
За январь 2012 года это уже второй смертельный несчастный случай в ОАО «Евраз КГОК» г. Качканара. Ранее, 6 января, при падении с электромостового крана (высота — 27 метров) получила травмы, несовместимые с жизнью, машинист крана, — расследование этого смертельного несчастного случая также проводится с участием Государственной инспекции труда в Свердловской области.
Сведения о причинах несчастных случаев с тяжелыми последствиями за 11 месяцев 2011 года: Неудовлетворительная организация производства работ — 32% (136);
Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда — 8% (36);
Нарушение правил дорожного движения — 8% (33);
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования — 7% (28);
Нарушение технологического процесса — 6% (26);
Непроведение обучения и проверки знаний по охране труда —5% (23);
Неприменение работником средств индивидуальной защиты — 4% (18);
Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев — 30%.
Сведения о видах (типах) несчастных случаев с тяжелыми последствиями за 11 месяцев 2011 года: Падение пострадавшего с высоты — 30%;
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин и т. д. — 25%;
Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. — 13%;
Транспортные происшествия — 10%;
Воздействие электрического тока — 5%;
Повреждение в результате противоправных действий других лиц — 4%;
Воздействие дыма, огня, и пламени — 3%;
Прочее —10%.
Прочитать материал полностью:
http://газета-уральский-рабочий.рф/society/3181/