В преддверии объявления тендера на строительство и обслуживание высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) в правительстве начались обсуждения схемы финансирования проекта. Половину необходимой суммы уже пообещало предоставить государство, вторая половина может быть привлечена за счет выпуска инфраструктурных облигаций или ипотечных ценных бумаг.В конце августа этого года премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта». Теперь «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» совместно с Внешэкономбанком, Минэкономразвития и Минфином занялась проработкой механизмов финансирования проекта.
В «Скоростных магистралях» подсчитали, что общие затраты на строительство трассы составят 696,2 млрд руб. (из которых 50,6 млрд руб. пойдет на подготовку территории, а 18,1 млрд — на проектирование и инженерные изыскания). Ранее стоимость трассы оценивалась в 1,2 трлн руб. При этом, по словам главы «Скоростных магистралей» Дениса Муратова, стоимость строительства может по итогам тендера снизиться до 500 млрд руб.
Финансирование проекта будет осуществляться государством совместно с частным инвестором (будет определен на тендере) в соотношении 50 на 50. При этом государство на этапе строительства вложит 313,75 млрд руб. Еще столько же должна будет привлечь созданная инвесторами специальная проектная компания, которой будет передана скоростная магистраль в управление. При этом обсуждается возможность выпуска инфраструктурных рублевых облигаций под гарантии государства. Еще один из возможных механизмов, который сейчас прорабатывается, — эмиссия ипотечных ценных бумаг (концессионер получит в аренду земельные участки, по которым пройдет ВСЖМ), по которым также планируется предоставить госгарантии.
Государство по завершении строительства ВСЖМ будет выплачивать инвестору до 58 млрд руб. в год. Ежегодные платежи должны компенсировать затраты инвестора как на строительство, так и на эксплуатацию магистрали. Как заявил РБК daily Денис Муратов, скорее всего эти платежи будут меньше — из-за намерения снизить общую стоимость строительства. В «Скоростных магистралях» подсчитали, что инвестор проекта может рассчитывать на доходность в 10,1% в год.
По словам заместителя руководителя департамента торговых операций ФГ БКС Евгения Студеникина, заинтересовать рынок инфраструктурными облигациями будет не так просто. «На рынке сейчас просто нет инвесторов с длинными деньгами на 30 лет, кроме ВЭБа», — полагает он. В то же время аналитик вспоминает опыт размещения облигаций другого инфраструктурного проекта — Западного скоростного диаметра (ЗСД), доходность по которым была больше. «Ставка по бумагам ЗСД долгое время была на уровне 8,5—9% годовых, однако за три месяца ситуация изменилась, ставки выросли из-за тяжелой ситуации на фондовом рынке, так что рыночная ставка по ценным бумагам ВСЖМ-1 на 30 лет должна быть даже выше этого уровня, то есть можно говорить об уровне 10—12%».
По словам Дениса Муратова, строительством высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург уже заинтересовались несколько консорциумов иностранных инвесторов. Среди них французские компании во главе с Alstom, немецкие — во главе с Siemens, китайские и южнокорейские.
Прочитать материал полностью:
www.rbcdaily.ru/2011/09/15/industry/562949981482292