Обзор прессы
15.09.2011

«РБК daily» и Милана Челпанова: Правительство обсуждает схемы финансирования строительства ВСЖМ

В преддверии объявления тендера на строительство и обслуживание высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) в правительстве начались обсуждения схемы финансирования проекта. Половину необходимой суммы уже пообещало предоставить государство, вторая половина может быть привлечена за счет выпуска инфраструктурных облигаций или ипотечных ценных бумаг.

В конце августа этого года премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение «Об утверждении плана меро­приятий по реализации проектов организации движения высоко­скоростного железнодорожного транспорта». Теперь «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» совместно с Внешэкономбанком, Минэкономразвития и Минфином занялась проработкой механизмов финансирования проекта.

В «Скоростных магистралях» подсчитали, что общие затраты на строительство трассы составят 696,2 млрд руб. (из которых 50,6 млрд руб. пойдет на подготовку территории, а 18,1 млрд — на проектирование и инженерные изыскания). Ранее стоимость трассы оценивалась в 1,2 трлн руб. При этом, по словам главы «Скоростных магистралей» Дениса Муратова, стоимость строительства может по итогам тендера снизиться до 500 млрд руб.

Финансирование проекта будет осуществляться государством совместно с частным инвестором (будет определен на тендере) в соотношении 50 на 50. При этом государство на этапе строитель­ства вложит 313,75 млрд руб. Еще столько же должна будет привлечь созданная инвесторами специальная проектная компания, которой будет передана скоростная магистраль в управление. При этом обсуждается возможность выпуска инфраструктурных рублевых облигаций под гарантии государства. Еще один из возможных механизмов, который сейчас прорабатывается, — эмиссия ипотечных ценных бумаг (концессионер получит в аренду земельные участки, по которым пройдет ВСЖМ), по которым также планируется предоставить госгарантии.

Государство по завершении строительства ВСЖМ будет выплачивать инвестору до 58 млрд руб. в год. Ежегодные платежи должны компенсировать затраты инвестора как на строительство, так и на эксплуатацию магистрали. Как заявил РБК daily Денис Муратов, скорее всего эти платежи будут меньше — из-за намерения снизить общую стоимость строительства. В «Скоростных магистралях» подсчитали, что инвестор проекта может рассчитывать на доходность в 10,1% в год.

По словам заместителя руководителя департамента торговых операций ФГ БКС Евгения Студеникина, заинтересовать рынок инфраструктурными облигациями будет не так просто. «На рынке сейчас просто нет инвесторов с длинными деньгами на 30 лет, кроме ВЭБа», — полагает он. В то же время аналитик вспоминает опыт размещения облигаций другого инфраструктурного проекта — Западного скоростного диаметра (ЗСД), доходность по которым была больше. «Ставка по бумагам ЗСД долгое время была на уровне 8,5—9% годовых, однако за три месяца ситуация изменилась, ставки выросли из-за тяжелой ситуации на фондовом рынке, так что рыночная ставка по ценным бумагам ВСЖМ-1 на 30 лет должна быть даже выше этого уровня, то есть можно говорить об уровне 10—12%».

По словам Дениса Муратова, строительством высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург уже заинтересовались несколько консорциумов иностранных инвесторов. Среди них французские компании во главе с Alstom, немецкие — во главе с Siemens, китайские и южнокорейские.

Прочитать материал полностью: www.rbcdaily.ru/2011/09/15/industry/562949981482292
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
06.09.2012 Владимир Путин поручил правительству представить предложения по развитию ВСМ

УрБК, Москва, 06.09.2012. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству представить предложения по программе ...

23.08.2012 Правительство РФ отказывается от ВСМ Москва — Екатеринбург

УрБК, Москва, 23.08.2012. Правительство РФ намерено отказаться в ближайшие 3 года от финансирования проекта ...

17.02.2012 Тендер на строительство высокоскоростной железной дороги Москва — Екатеринбург будет объявлен в конце 2012 года

УрБК, Екатеринбург, 17.02.2012. ОАО «Проектная компания ВСМ-2» (Екатеринбург) в конце 2012 года планирует объявить ...

06.09.2011 Стоимость километра высокоскоростной магистрали Москва — Екатеринбург оценили в 20 млн. евро

Стоимость строительства одного километра высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Екатеринбург (ВСМ-2) ...

28.01.2011 РЖД утвердила программу строительства высокоскоростной магистрали Москва — Екатеринбург

УрБК, Москва, 28.01.2011. Стоимость строительства высокоскоростной магистрали в ходе подготовки к чемпионату мира по ...