В преддверии объявления тендера на строительство и обслуживание высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) в правительстве начались обсуждения схемы финансирования проекта. Половину необходимой суммы уже пообещало предоставить государство, вторая половина может быть привлечена за счет выпуска инфраструктурных облигаций или ипотечных ценных бумаг.
В конце августа этого года премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта». Теперь «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» совместно с Внешэкономбанком, Минэкономразвития и Минфином занялась проработкой механизмов финансирования проекта.
В «Скоростных магистралях» подсчитали, что общие затраты на строительство трассы составят 696,2 млрд руб. (из которых 50,6 млрд руб. пойдет на подготовку территории, а 18,1 млрд — на проектирование и инженерные изыскания). Ранее стоимость трассы оценивалась в 1,2 трлн руб. При этом, по словам главы «Скоростных магистралей» Дениса Муратова, стоимость строительства может по итогам тендера снизиться до 500 млрд руб.
Финансирование проекта будет осуществляться государством совместно с частным инвестором (будет определен на тендере) в соотношении 50 на 50. При этом государство на этапе строительства вложит 313,75 млрд руб. Еще столько же должна будет привлечь созданная инвесторами специальная проектная компания, которой будет передана скоростная магистраль в управление. При этом обсуждается возможность выпуска инфраструктурных рублевых облигаций под гарантии государства. Еще один из возможных механизмов, который сейчас прорабатывается, — эмиссия ипотечных ценных бумаг (концессионер получит в аренду земельные участки, по которым пройдет ВСЖМ), по которым также планируется предоставить госгарантии.
Государство по завершении строительства ВСЖМ будет выплачивать инвестору до 58 млрд руб. в год. Ежегодные платежи должны компенсировать затраты инвестора как на строительство, так и на эксплуатацию магистрали. Как заявил РБК daily Денис Муратов, скорее всего эти платежи будут меньше — из-за намерения снизить общую стоимость строительства. В «Скоростных магистралях» подсчитали, что инвестор проекта может рассчитывать на доходность в 10,1% в год.
По словам заместителя руководителя департамента торговых операций ФГ БКС Евгения Студеникина, заинтересовать рынок инфраструктурными облигациями будет не так просто. «На рынке сейчас просто нет инвесторов с длинными деньгами на 30 лет, кроме ВЭБа», — полагает он. В то же время аналитик вспоминает опыт размещения облигаций другого инфраструктурного проекта — Западного скоростного диаметра (ЗСД), доходность по которым была больше. «Ставка по бумагам ЗСД долгое время была на уровне 8,5—9% годовых, однако за три месяца ситуация изменилась, ставки выросли из-за тяжелой ситуации на фондовом рынке, так что рыночная ставка по ценным бумагам ВСЖМ-1 на 30 лет должна быть даже выше этого уровня, то есть можно говорить об уровне 10—12%».
По словам Дениса Муратова, строительством высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург уже заинтересовались несколько консорциумов иностранных инвесторов. Среди них французские компании во главе с Alstom, немецкие — во главе с Siemens, китайские и южнокорейские.
Прочитать материал полностью: www.rbcdaily.ru/2011/09/15/industry/562949981482292