Ассоциация факторинговых компаний: Доля Урала в обороте рынка факторинга резко выросла
УрБК, Москва, 30.08.2011. Ассоциация факторинговых компаний сообщает об итогах сбора статистических показателей деятельности участников российского рынка факторинга. Согласно полученным данным и оценкам АФК, по итогам I полугодия 2011 года оборот российского рынка факторинга составил 347,5 млрд. рублей.
Продемонстрировав сезонный спад в I квартале 2011 г. (158 млрд. рублей), во II квартале оборот российского рынка факторинга вырос почти на 200 млрд. рублей, или на 102%, по сравнению с I полугодием 2010 года.
За 6 месяцев 2011 года факторингом воспользовались свыше 4 тыс. компаний при расчетах с 12,3 тыс. покупателями. Российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 287 млрд. рублей, свыше 1,8 млн. поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга.
Ключевыми «факторабельными» отраслями в России остаются оптовая торговля (доля в обороте — 55%) и обрабатывающие производства (42%), причем доля промышленных предприятий выросла на 11%.
Пришла в движение структура продуктового ряда российского факторинга. Доля основного продукта — факторинга с правом регресса — составила 69% (против 79,5% в I квартале 2011 г.), доля факторинга без права регресса выросла до 24% (16%). Доля международного факторинга по-прежнему незначительна, однако количество факторов, предоставляющих этот вид услуг, увеличилось.
По данным АФК, региональная структура оборота российского рынка факторинга указывает на развитие экспансии факторов в Сибири и на Урале. Доля Москвы в обороте рынка за 6 месяцев снизилась с 64 до 55%, доли Санкт-Петербурга (12%), Центрального федерального округа (кроме столицы) (7%) и Приволжского федерального округа (5%) остались без изменений. Доля Уральского федерального округа существенно увеличилась — до 11% (на 6%), не претерпели изменений по сравнению с 2010 г. доли Сибирского (4%), Южного (3%), Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов (1%). В Дальневосточном федеральном округе объем факторинговых операций незначителен (0,2%).
«Ценовая конкуренция по-прежнему остается проблемой для факторов, большинство уже достигло нижней границы ценового предложения и дальнейших перспектив снижения стоимости услуг для клиентов не видит. В попытках снизить остроту конкурентной борьбы факторы исследовали новые отрасли, внедряли индивидуальные решения для действующих клиентов, снижали требования к новым клиентам, увеличивали предложение новых продуктов (безрегрессный, реверсивный факторинг). Вместе с тем конкуренция в сегменте МСБ, а также на локальных рынках в регионах остается низкой», — заявили в ассоциации.