INFOLine: В России может быть закрыто до 20% аптек
УрБК, Екатеринбург, 09.08.2011. За последний год большинство аптек, включая крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность, которая в среднем по стране составила -0,7%. Такие результаты вызваны увеличением налоговой нагрузки на аптечный бизнес и размеров коммунальных платежей, аренды и эксплуатационных расходов.
В 2011 году в России может быть закрыто до 20% аптек, что приведет к снижению доступности лекарственных средств. Об этом сообщается в рейтинге сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством INFOLine.
С 1 января 2011 года величина взносов в фонды для аптек, ранее составлявшая 14% от фонда заработной платы, выросла до 34%. Их доля в общем товарообороте аптек достигла 3,6% против 1,4% годом ранее. Кроме того, с 2011 года крупные аптечные сети лишились возможности платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — его величина составляла 6% — и начали работать по общей системе налогообложения (для компаний со штатом более 100 человек, среди учредителей которых более 25% юридических лиц, к которым относятся более 80% аптечных организаций).
«Как результат, налоговая нагрузка на аптечный бизнес выросла на 20–25%, в связи с чем практически все аптеки, включая даже крупные федеральные сети, продемонстрировали отрицательную или нулевую рентабельность, которая в среднем по стране составила -0,7%», — сообщают аналитики.
Помимо увеличения налоговой нагрузки, снижение рентабельности обусловлено ростом издержек в связи с увеличением коммунальных платежей, аренды и эксплуатационных расходов: на фоне того что платежеспособность населения в регионах до сих пор не восстановилась, это обусловило также снижение среднего чека аптек.
«В 2011 году в России может быть закрыто до 20% аптек, что приведет к снижению доступности лекарственных средств и продолжению роста стоимости лекарств, цены на которые не контролируются государством. В то же время подобная ситуация формирует для федеральных аптечных сетей благоприятные возможности с точки зрения приобретения региональных активов», — считают в INFOLine.
По мнению аналитиков, в 2009-2010 гг. конкуренция на российском рынке существенно усилилась, в результате чего большинство крупнейших аптечных сетей в 2010 году сократили долю рынка. В основном это произошло за счет развития региональных сетей, которые более гибко реагировали на изменения. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к сокращению выручки.