«Областная газета» и Алевтина Трынова: Фантазия без границ?
Конкурс на лучший слоган Екатеринбурга, стартовавший в апреле, завершён. На официальном портале города появились итоги интернет-голосования.
Напомним, что конкурс был организован МУ «Столица Урала» по заказу городской администрации. Участниками могли стать физические лица и организации всех форм собственности. В состав жюри, проводившего отбор претендентов, вошли местные журналисты, лингвисты, пиарщики, чиновники. По мнению экспертов, идеальный слоган должен быть коротким, отражающим отличительные особенности города. В июне из 550 вариантов были выбраны четыре финалиста: «Объединяя части света», «Город двух частей света», «Город миллионов» и «Возможности без границ». Победителем стал последний вариант, который переводится на английский язык как «Borderless opportunities» По итогам интернет-опроса он набрал 42 процента голосов.
«По задумке автора эта фраза должна ассоциироваться с особенностью географического расположения города на границе Европы и Азии, а также обещать успешное ведение бизнеса на его территории, — комментирует пресс-секретарь «Столицы Урала» Мария Левченкова. — Очень хорошо, что слоган выбрал народ. На мой взгляд, все четыре финалиста были достойны первого места».
Однако даже среди членов жюри нашлись те, кому выбранный вариант не пришёлся по душе. По мнению тележурналиста Евгения Енина, члена экспертной комиссии, слоган-победитель не отражает специфики города. «Возможности без границ» — это ни на чём не основанное утверждение, которое можно прилепить к любому другому городу, — пишет в своём блоге Енин. — К моему сожалению, слоган, который понравился мне, до финального голосования не дошёл». Добавим, что журналист одним из негласных критериев успешности городской «визитки» называет её «стёбоустойчивость», то есть минимальный риск быть осмеянной, смешно перефразированной. К слову, на этом поприще уже потрудились авторы журнала «Красная бурда», предложившие альтернативные варианты слогана Екатеринбурга: «Город-внедорожник» («Off-road-city»), «Опорный пункт державы» («Power strong point»), «Град жены Петровой» («Petrowifeburg») и «Мы рады всем проезжающим!» («We are glad to all passing!»).
Официальные итоги конкурса будут подведены в день города 20 августа. Глава администрации Александр Якоб назовёт победителя, имя которого пока держится в секрете, и вручит ему приз — 50 тысяч рублей.
Мнение:
Константин Шатравка, копирайтер, лауреат национального фестиваля рекламы «Идея!»:
«Слово «без» в слогане на психологическом уровне создаёт ощущение отсутствия чего-либо, а слово «возможность» означает лишь вероятность, а не благоприятные условия для воплощения (успешных бизнес-проектов, например). Английский перевод тоже получился не вполне удачным. Если честно, звучит так, как будто трактор не завёлся: «брр-дрр-лссс». Кроме того, фраза «Возможности без границ» — далеко не самая свежая. В этом можно убедиться, просто набрав её в интернет-поисковике. На мой взгляд, использовать клише в качестве слогана — не лучшая идея».
Кстати:
Один из самых удачных примеров брендинга городов считается графический символ Нью-Йорка, созданный в 70-е годы прошлого века. Три чёрные буквы «I», «N», «Y» и красное сердце обозначают фразу «I Love New York». Символ был создан по заказу чиновников в рамках программы развития городского туризма. На удивление рекламщиков, которые, кстати, разработали логотип за считанные дни и совершенно бесплатно, знак мгновенно приобрёл небывалую популярность. Из недавно созданных примеров городского брендинга успешным можно назвать слоган Копенгагена: «cOPENhagen. Open for you» («Копенгаген. Открыт для вас»). Его создатели сделали акцент на «слове в слове» («open» в названии города) и представили датскую столицу открытой для туризма и инвестиций. А рекламщики из Амстердама обыграли в «визитке» грамматическую конструкцию «I am» («Я есть»), теперь местные жители предпочитают подчёркивать свою причастность к городу фразой «I AМsterdam».