Реформирование системы грузоперевозок по железной дороге ничего не дало уральскому бизнесу. Этот факт сегодня констатировали заинтересованные стороны в ходе семинара, прошедшего в Уральской торгово-промышленной палате. Представители ОАО «Первая грузовая компания» попытались убедить предпринимателей: нужно потерпеть еще немного, пока не встанет на ноги зарегистрированное в Екатеринбурге ОАО «Вторая грузовая компания». Однако бизнес-сообщество уже сегодня уверено: лучше не будет.
Несмотря на благие намерения, претензии, существовавшие к РЖД, остаются в силе и к ее преемникам — ПГК и ВГК. Это рост тарифов на услуги и дефицит вагонов.
Сегодня доля рынка перевозок, занимаемая ОАО «ПГК», оценивается в 21%. Его заказчиками на 45% является крупный бизнес, на 35% — средний, на 20% — малый.
И первый, и второй, и третий дружно жалуются на высокие тарифы, припоминая, что в начале реформы РЖД бизнесу обещали их снижение. У грузоперевозчиков ответ на упреки, разумеется, есть.
«ОАО «РЖД» при перевозках в вагонах общего парка дополнительно к тарифу прейскуранта № 10—01 взимает с грузоотправителя и грузополучателя плату за пользование вагонами с учетом времени его нахождения под грузовыми операциями. В случае с операторским парком эта плата уже включена в ставку, поэтому оператор предлагает клиенту комплексную ставку — по принципу «все включено», — поясняет заместитель директора Екатеринбургского филиала ПГК Владимир Черных, — При перевозке же в инвентарном парке окончательная цена складывается из нескольких частей и не ограничивается только тем тарифом, который проставляется в ж/д накладной».
Статистика подтверждает: услуги по перевозке грузов по железной дороге не пользуются должной популярностью, и если есть возможность найти альтернативный вариант, бизнес немедленно им воспользуется. В частности, при активно растущем объеме отгруженных в Свердловской области товаров рост объемов их перевозок железнодорожным транспортом от этих темпов отстает в два раза.
«Налицо противоречие: норма вагонов, обслуживающих Свердловскую область, остается прежней, в то время как в среднесрочной перспективе экономика области будет находиться в стадии роста», — не раз заявлял первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов.
Бизнес-сообщество констатирует: в 2012–2013 году оно готово компенсировать спад, возникший в результате кризиса, но железнодорожный транспорт к возросшим объемам перевозок, мягко говоря, не готов ни организационно, ни финансово, в результате чего предприятия нередко просто вынуждены сдерживать объемы производства или отгрузки продукции.
Кстати, и начало работы ОАО «Вторая грузовая компания», на что так уповают в ПГК, всех проблем не решит, более того, проблема с нехваткой подвижного состава может встать еще острее. РЖД передаст компании более 150 тыс. вагонов, но более половины из них в течение 5 лет необходимо будет заменить.
Если пессимистические сценарии свердловских промышленников оправдаются, передача вагонов Второй грузовой компании приведет к монополизации рынка дочерней компанией РЖД при одновременном выводе ее из государственного ценового регулирования. То есть от естественной монополии мы придем к олигополии перевозчика и его дочерних компаний.
ИАА «УралБизнесКонсалтинг» будет следить за развитием событий.
Анастасия Куликова