Статьи
28.10.2010

Свердловские промышленники не поверили Второй грузовой компании

Промышленники Свердловской области боятся прихода ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК). По их мнению, появление нового игрока на рынке грузоперевозок не только не решит основных проблем отрасли, но и усугубит их. Производители просят РЖД сохранить за собой привычную монополию, а региональная власть обещает «разбавить» ситуацию локальным перевозчиком.

Сегодня на площадке областного правительства прошло совещание по вопросу повышения эффективности взаимодействия грузоотправителей с железнодорожниками. Во встрече приняли участие областной премьер Анатолий Гредин, министр промышленности и науки Александр Петров, начальник СвЖД Владимир Супрун, гендиректор ВГК Виталий Евдокименко, вице-президент областного союза промышленников и предпринимателей Михаил Черепанов и представители самых проблемных с точки зрения грузоперевозок отраслей.

Виталий Евдокименко благодарен региональным властям за предоставленные налоговые льготы
Виталий Евдокименко благодарен региональным властям за предоставленные налоговые льготы

Главной и едва ли не единственной темой обсуждения мероприятия стало продолжение реформы РЖД, в результате которой монополист ко II половине 2011 года избавится от всего подвижного состава и передаст его специально созданным для этого операторам.

Напомним, уже к началу 2010 года в руках частных компаний было сосредоточено более 63% парка грузовых вагонов, а число операторов превысило 2 тыс. штук. РЖД оставляет за собой официально лишь статус общесетевого перевозчика.

Свердловская область, как и ожидалось, втянулась в реформу со всей готовностью. Специально для регистрации в регионе Второй грузовой компании был принят областной закон. Теперь операторы грузоперевозок будут платить всего 13,5-процентный налог на прибыль и не будут платить налог на имущество. Региональный бюджет при этом потеряет как минимум 2 млрд. рублей, а потом, возможно, приобретет несколько десятков миллиардов, но лишь через несколько лет. Пока же потери ждут только потребителей услуг Второй грузовой компании.

«К 2012–2013 году мы (производители. — Прим. ред.) сможем компенсировать спад, возникший в результате кризиса, а вот железнодорожный транспорт оказывается не вполне готовым к возросшим объемам перевозок. В результате наши предприятия вынуждены сдерживать отгрузку продукции. Проблема с нехваткой подвижного состава может встать еще более остро, чем даже сейчас. РЖД передаст ВГК более 150 тыс. грузовых вагонов, более половины которых в течение 5 лет необходимо будет заменить. И опять мы столкнемся с еще большим дефицитом состава», — считает Михаил Черепанов.

По мнению региональных властей, подобные совещания — хороший способ решить острые экономические проблемы
По мнению региональных властей, подобные совещания — хороший способ решить острые экономические проблемы

По его словам, в целом создание дочерних транспортных компаний РЖД приводит лишь к росту транспортных издержек грузовладельцев по сравнению с государственными тарифами.

Именно из-за появления частных операторов лесопромышленная отрасль столкнулась с серьезной проблемой, которая едва не загнала ее обратно в кризис. Грузоперевозчикам невыгодно транспортировать древесину на экспорт. Именно поэтому компании отказываются от договоров с лесопереработчиками или предлагают неоправданно высокий тариф.

«Ожидания, что создание ВГК приведет к конкуренции в сфере грузовых перевозок и снижению цен на транспортировку, не подтвердятся. В итоге ситуация может привести к банкротству небольших лесообрабатывающих компаний и ухудшению обстановки на остальных», — считает член Свердловского отраслевого некоммерческого объединения работодателей «Уральский союз лесопромышленников» Ринат Рахимов.

С аналогичной проблемой столкнулись и другие отрасли. Частные операторы отказываются перевозить нерудные строительные материалы, выделяя им вагоны по остаточному принципу. При сохранении текущего положения дел рудная отрасль достигнет докризисного уровня лишь лет через 15, считает член правления ассоциации «Недра» в УрФО Владислав Черданцев.

Владимир Супрун (слева) честно предупредил бизнес: после завершения реформы РЖД жаловаться будет некому
Владимир Супрун (слева) честно предупредил бизнес: после завершения реформы РЖД жаловаться будет некому

Единственный выход из сложившейся ситуации, который видят промышленники, — отказ от частных грузоперевозок и возврат подвижного состава в собственность РЖД. В этом случае стоимость транспортировки удастся оставить неизменной. В правительстве радикализма бизнесменов не разделяют и предлагают создать рабочую группу, в которой можно спускать пар и обсуждать проблемы.

«Очевидно, что необходимо создание областной грузовой компании, регионального оператора. Здесь инициатива должна исходить от промышленных предприятий, банки, в свою очередь, готовы финансировать приобретение техники подвижного состава — уже есть предварительные договоренности. Правительство готово оказывать преференции», — попытался успокоить стороны Александр Петров.

Впрочем, в то, что РЖД откажется от своих планов ради отдельно взятого региона, даже самые горячие критики проекта ВГК не верят, в чем открыто признались корреспонденту УрБК в кулуарах совещания.

Анна Шабалина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.01.2011 Министр промышленности и науки Свердловской области Александр Петров: Создание региональной железнодорожной грузовой компании больше не имеет смысла

УрБК, Екатеринбург, 28.01.2011. Власти Свердловской области отказались от намерений по созданию региональной ...

09.12.2010 Правительство Свердловской области до 15 декабря разработает предложения по созданию региональной грузовой компании

УрБК, Екатеринбург, 09.12.2010. Министерству промышленности и науки Свердловской области и министерству транспорта и ...

28.10.2010 Уральский союз лесопромышленников: Формирование парка вагонов ОАО «Вторая грузовая компания» уже вызывает большие проблемы с вывозом грузов

УрБК, Екатеринбург, 28.10.2010. «Начатое в рамках проводимой реформы ОАО «РЖД» формирование парка вагонов ОАО «Вторая ...

28.10.2010 Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей: Создание РЖД дочерних транспортных компаний ведет к росту транспортных издержек

УрБК, Екатеринбург, 28.10.2010. «Объем отгруженных Свердловской областью товаров за 9 месяцев 2009 года превысил 715 ...

04.08.2010 Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей: Промышленные предприятия постоянно сталкиваются с нехваткой подвижного состава

УрБК, Екатеринбург, 04.08.2010. В конце августа 2010 года Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей ...