Обзор прессы

«РБК daily» и Евгения Сергиенко: Сокращение следует...

29 апрель 2010 (12:17)

В будущем году на АвтоВАЗе могут сократить еще пять тысяч работников

До 2020 года численность работников АвтоВАЗа должна сократиться с нынешних 71 тыс. до 69 тыс. человек, причем в 2011 году число работников составит 65 тыс. человек, а через два года придется снова нанять 5—6 тыс. работников из-за пуска в производство новых моделей. По мнению экспертов, завод будет прибегать к использующейся сейчас из-за резкого роста производства «классики» схеме срочного найма.

Взявшись за реформирование АвтоВАЗа, нынешний президент завода Игорь Комаров сразу заявил, что численность его работников необходимо сократить со 102 тыс. до 72 тыс. человек. Однако работники неохотно переходили в специально созданные «дочки», и сроки этого сокращения приходилось продлевать, но тем не менее на начало апреля число рабочих на заводе должно было составить 71 тыс. человек. Как отметили вчера в пресс-центре завода, «задача по оптимизации численности персонала в целом выполнена, и большинство структурных подразделений завода уже достигло норматива».

Но уже в 2011 году АвтоВАЗу необходимо найти применение еще 5—6 тыс. сотрудников, ведь согласно бизнес-плану завода до 2020 года оптимальная численность персонала в 2011—2012 годах должна составить 65—67 тыс. человек. В целом в течение ближайших десяти лет общая численность персонала завода должна сократиться на 3%, до 69 тыс. человек. При этом уже в 2013 году из-за запуска в производство новых моделей АвтоВАЗу придется снова увеличить число работников на 11%, до 72 тыс. человек.

АвтоВАЗ уже сейчас пробует практику быстрого набора нужного числа людей. Из-за резкого роста спроса на «классику» в рамках госпрограммы по утилизации в мае завод планирует привлечь к работе на конвейере своих бывших сотрудников. Однако принимать их в штат не собирается, а лишь приглашает поработать по срочному договору. «Наем персонала по срочным трудовым договорам уже не раз практиковался АвтоВАЗом. В частности, например, во время летних каникул так работали студенты», — отметили в пресс-центре завода. Этим летом предприятие планирует по срочным договорам пригласить около 3 тыс. человек. Но, по словам председателя независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Петра Золотарева, не многие работники хотят вернуться на завод в качестве запасной рабочей силы.

Цель АвтоВАЗа — довести производительность труда на заводе до мирового уровня: 25 автомобилей в год на рабочего сборочного производства. Так, согласно бизнес-плану, объем производства предприятия вырастет втрое, с 400 тыс. единиц в 2009 году до 1,2 млн единиц в 2020 году. При этом АвтоВАЗ готов существенно увеличить затраты на развитие персонала. В среднем до 2020 года они составят 300 млн руб. ежегодно. Большая часть расходов приходится на 2011 год — 839 млн руб. (переоснащение корпоративного университета). Косвенным подтверждением того, что завод и в дальнейшем может прибегать к практике срочного найма, служит то, что на 2012—2013 годы заложено 678 млн и 687 млн руб. соответственно на подготовку неквалифицированного персонала.

Как считает Петр Золотарев, руководство завода скорее всего решит переводить 5—6 тыс. «лишних» сотрудников в дочерние общества, тем более там есть вакантные места. Так, на эти предприятия пока переведено только 6,5 тыс. человек, хотя вакансий в «дочках» предусмотрено около 12 тыс. Кроме того, в городской службе занятости численность рабочих с АвтоВАЗа уже достигла несколько тысяч. «97% из них — люди предпенсионного возраста, претендующие на досрочную пенсию, а так как работы сейчас не очень много, мы им предлагаем организовать собственный бизнес или пойти обучаться на другую профессию», — отметили в центре. Там же добавили, что средняя пенсия в Тольятти варьируется от 6 тыс. до 10 тыс. руб.

По словам директора по развитию бизнеса Auto-Dealer.Ru Олега Дацкива, пока АвтоВАЗ не выходит на один уровень с мировыми производителями по управлению персоналом. «Все мировые концерны работают примерно с 50 тыс. человек, производя такой же объем, который планирует производить АвтоВАЗ. Тем более на заводе взяли прицел на чужие платформы, для которых разработчики не нужны», — считает эксперт.

Другие материалы по теме: