Статьи

Константин Колтонюк: Для роста поступлений в бюджет необходим в первую очередь рост экономики области

3 март 2010 (17:17)

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил министр финансов Свердловской области Константин Колтонюк.



— Константин Александрович, каковы были Ваши первые шаги на посту министра финансов Свердловской области?



— Работа началась с изучения экономической ситуации в Свердловской области, анализа исполнения консолидированного бюджета Свердловской области. Мировой финансовый кризис серьезно отразился на Свердловской области. И хотя органам государственной власти удалось удержать ситуацию под контролем и сохранить социальную стабильность в области, собственные доходы консолидированного бюджета (налоговые и неналоговые) в 2009 году исполнены в сумме 109,3 млрд. рублей, что ниже факта 2008 года на 20,8%, или на 28,7 млрд. рублей. В условиях преодоления негативных последствий мирового экономического кризиса Министерству финансов Свердловской области предстоит решить важные задачи, поставленные Губернатором Свердловской области по выполнению годового прогноза поступлений в доход областного бюджета. В целях наиболее успешной реализации этой задачи в январе текущего года были дополнены функции Министерства финансов Свердловской области (утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2010 года № 75-ПП). В частности, Министерство финансов теперь более углубленно будет проводить анализ поступлений налоговых и других видов доходов областного бюджета, обеспечивать эффективное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Свердловской области с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при реализации мер, направленных на повышение налогового потенциала Свердловской области и пополнение доходной части бюджета Свердловской области за счет налоговых и неналоговых поступлений. В целях исполнения этих задач Минфин будет осуществлять взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Свердловской области, в том числе в форме двухстороннего Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Свердловской области и предприятием — крупнейшим налогоплательщиком. Выполнением вышеуказанных задач займется вновь созданный в Министерстве финансов отдел финансового анализа и мобилизации доходов бюджета.



— Областной Минфин традиционно считается «возрастным» и консервативным ведомством. Каковы были Ваши первые впечатления о положении дел в министерстве, вступив в должность?



— На мой взгляд, в Министерстве финансов сложился высокопрофессиональный коллектив людей, ответственно относящихся к работе, понимающих важность своего дела для функционирования всей бюджетной системы и сохранения социальной стабильности в регионе. Сегодня в Министерстве финансов Свердловской области 98,9 процентов специалистов имеют высшее образование. Несмотря на то, что большая часть государственных служащих имеет стаж работы в Минфине от 10 и более лет, значительная часть коллектива относится к самой активной возрастной группе. Костяк его составляют специалисты, пришедшие в министерство практически сразу со студенческой скамьи и прошедшие путь от рядовых должностей до руководителей различного уровня.



— Каковы актуальные прогнозы доходности бюджета области в 2010 году? Когда, по Вашему мнению, область вновь сможет выйти на профицит бюджета?



— Учитывая, что в 2010 году сохраняются все факторы риска, которые были присущи мировой экономике, экономике России и экономике Свердловской области в 2009 году, а также тот факт, что невозвращенная переплата по налогу на прибыль на 1 января 2010 года составила 5,6 млрд. рублей, считаю, что перевыполнить утвержденный годовой прогноз будет крайне сложно. Поступление собственных доходов в консолидированный бюджет Свердловской области в январе 2010 года (5,6 млрд. рублей, или на 234 млн. рублей ниже, чем в январе 2009 года) также не дает оснований ожидать резкого роста поступлений доходов. По оценке УФНС по Свердловской области дополнительные поступления возможны по налогу на прибыль организаций в размере 2,4 млрд. рублей, что составляет 2,2% прогноза собственных доходов консолидированного бюджета Свердловской области и 3,3% — областного бюджета. Для роста поступлений в бюджет необходим в первую очередь рост экономики области: объемов производства, прибыли прибыльных организаций, фонда оплаты труда и средней заработной платы. Без общего улучшения состояния экономики кардинального увеличения налоговых платежей в бюджет не произойдет, поэтому говорить о профиците бюджета пока рано. Профицит либо дефицит бюджета зависит не только от поступления налогов и сборов, но и от расходования средств, а также от стратегических подходов по социально-экономическому развитию области.



— Какие дополнительные меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы пополнить бюджет?



— Необходимы согласованные действия всех органов государственной власти Свердловской области, территориальных подразделений федеральных органов, а также органов местного самоуправления. Министерством финансов Свердловской области разработан «План мероприятий по дополнительной мобилизации налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2010 году», который утвержден распоряжением Правительства Свердловской области от 12.02.2010 года № 76-РП («О мерах по дополнительной мобилизации налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в 2010 году»). План содержит конкретные поручения исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления и территориальным подразделениям федеральных органов власти на территории Свердловской области.



— Каково Ваше мнение о «вечной» проблеме Свердловской области — попытках областных властей изъять излишки доходов успешных территорий в пользу депрессивных? Будет ли продолжена эта практика?



— Видимо, речь идет о так называемом «отрицательном трансферте». «Вечной» проблемой, присущей только Свердловской области, этот вопрос назвать нельзя, поскольку возможность установления межбюджетных субсидий областному бюджету из бюджетов муниципальных районов (городских округов) установлена Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 142.2) для всех субъектов Российской Федерации. Некоторые субъекты Российской Федерации (например, Орловская область) в течение ряда лет получают субсидии областному бюджету из бюджетов муниципальных районов (городских округов). В Свердловской области данная субсидия предусматривалась только в проекте закона об областном бюджете на 2010 год. При этом в ходе согласования проекта указанная субсидия была исключена и законом Свердловской области от 20.11.2009 г. № 96-ОЗ не предусмотрена.

Другие материалы по теме: