Статьи

Спрос не спасает автосалоны

7 март 2018 (14:25)

Спрос не спасает автосалоныВ 2017 году в Екатеринбурге наблюдалось некоторое восстановление спроса на автомобили, как новые, так и приобретенные по программам trade-in. Объемы автокредитования в Свердловской области выросли за год на 44%. Тем не менее в течение прошлого года в уральской столице закрылся целый ряд автосалонов. Эксперты отмечают, что положительная динамика продаж на авторынке оказалась не столь существенной, чтобы дать возможность салонам решить накопившиеся за годы кризиса проблемы и восстановить рентабельность.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2017 году в Свердловской области количество проданных в кредит автомобилей превысило 23 тыс., число автокредитов к 2016 году увеличилось на 44,1%. Эксперты отмечают, что этому способствовала относительная стабилизация валютного курса, а также запуск госпрограмм, предлагающих льготы различным группам населения при покупке автомобилей. В результате на авторынке региона наметилась слабая положительная динамика.

В то же время в уральской столице продолжают закрываться автосалоны, в том числе достаточно крупные. Так, за 2017 год прекратили работу салоны Citroen на ул. Московской, 281, ООО «Авто Лидер» на ул. 40-летия Комсомола, 38, ООО «Независимость-Екатеринбург» на ул. Блюхера, 50, Siberia Auto на ул. Машинной, 2, IVECO на ул. Фрунзе, 35, «Авто ВЕК» на ул. Решетникова, 22, ООО «АвтоЛегион» на ул. Маневровой, 40.

Как указано в пояснительной записке к докладу об итогах развития потребительского рынка Екатеринбурга за 2017 год, всего на 1 января 2018 года в городе действовали 56 автосалонов и 9 мотоцентров (по состоянию на аналогичную дату 2017 года — 62 автосалона и 8 мотоцентров). В их число вошли 46 автосалонов, торгующих иностранными марками автомобилей; 10 — реализующих отечественные машины.

Эксперты видят причины сложившейся ситуации в том, что динамику продаж автомобилей в 2017 году можно назвать положительной только по отношению к «низкой базе» предыдущих, уже кризисных, периодов, когда авторынок сократился в несколько раз. Эти слабые изменения не смогли помочь автосалонам покрыть убытки, накопленные за 2015-2016 годы, и восстановить работоспособность.

«В 2017 году не было значительного подъема и развития авторынка. Рост к показателям прошлого года глобальным восстановлением продаж назвать нельзя: автомобилей реализовано вдвое меньше, чем 6-7 лет назад. Да, ситуация стала выправляться: и банки предлагают более выгодные условия кредитования, и госпрограммы, такие как «Первый автомобиль», влияют на спрос, и сами люди психологически привыкли к ценам. Но автосалонам это пока не слишком помогло: дилеры заставляют их выкупать машины на свои деньги, а продажи идут медленно», — пояснил представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.

По его словам, годовые продажи, например, Citroen и Peugeot, по всей стране сегодня измеряются десятками, а расходы на администрирование в центрах, их реализующих, достаточно высоки. Поэтому даже в мультибрендовых салонах одни марки приносят доход, а другие продолжают только «тянуть деньги».

«Автобизнес — сегмент, который, пожалуй, сильнее всего переживает изменения в экономике города. За прошлый год у нас сократилось количество автосалонов, но вместе с тем, в течение 2017 года мы наблюдали положительные тенденции по некоторому восстановлению спроса на автомобили, как новые, так и trade-in. Росло в прошлом году количество автосервисов предприятий за счет открытия новых автомоек, шиномонтажных мастерских, пункта технического обслуживания автомобилей», — рассказала на пресс-конференции председатель комитета по товарному рынку администрации города Елена Чернышева.

Таким образом, единственным сегментом авторынка, демонстрирующим существенный рост, остается автосервис. В Екатеринбурге за январь-декабрь 2017 года число таких предприятий увеличилось на 15 объектов. По словам Максима Едрышова, жители уральской столицы в целях экономии зачастую перестают обращаться к официальным дилерам сразу после окончания гарантийного срока на автомобиль, а иногда и во время действия гарантии.

При этом автосалоны Екатеринбурга, по мнению экспертов, продолжают нести убытки или работать на грани рентабельности. Эта ситуация может сохраниться и в 2018 году, поскольку экономических предпосылок для существенного роста объемов продаж транспортных средств пока не наблюдается. Платежеспособность жителей уральской столицы не растет, а уровень закредитованности вряд ли позволит им активно пользоваться услугами банков.

Другие материалы по теме: