VIP-Интервью

Андрей Беседин: Партнерство Свердловской области и Белоруссии подкреплено бизнес-соглашениями

14 март 2017 (17:59)

Фотография с сайта  Уральской торгово-промышленной палатыПрезидент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» об итогах визита делегации Свердловской области в Республику Беларусь, состоявшегося в период с 27 февраля по 1 марта.

— Как складываются сегодня отношения с Белоруссией? Сказывается ли обострение в политической сфере на бизнесе?

— Я сам, готовясь в командировку в Белоруссию, ехал с определенным внутренним напряжением, потому что информационный фон в федеральных СМИ заставил волноваться, выдержим ли мы эту столь серьезную намеченную программу. Но мы абсолютно не почувствовали изменений. В бизнесе — демонстрация благожелательности на всех уровнях, при этом у нас большой блок составляли высокие официальные встречи: и первый вице-премьер страны Владимир Семашко, и ряд федеральных министров не показали даже микроскопической доли этого фона. Более того, мы не почувствовали разницы с 2014 годом, когда высаживали туда серьезный десант. Доброжелательность — не искусственная, не демонстративная, а искренняя.

Более того, на правительственном уровне, на уровне руководителей серьезных предприятий, таких как БелАЗ, МАЗ, Минский тракторный завод, энергетических компаний, красной линией идет заинтересованность в дальнейшем развитии нашего сотрудничества. Подтверждением служат достигнутые договоренности, которые в ходе визита удалось зафиксировать. То есть можно сожалеть о том, что происходит «наверху», но на наших отношениях это не отразилось абсолютно.

— Подведите итоги вашего визита. Какие договоренности были достигнуты?

— Их много, все сразу не перечислить, так как результаты переговоров довольно разномасштабные. Во-первых, зафиксированы серьезные позиции Свердловской области в Белоруссии как региона-партнера. И то, что открываем год поездкой в Белоруссию, говорит об умении видеть перспективу со стороны руководства Свердловской области. Потому что стратегическая линия Белоруссии в текущем году — выход в регионы Российской Федерации. Россия для белорусов — партнер №1, и они двигаются в сторону регионов, потому что в них интереснее, да и с ними проще работать. Недоразумения «наверху» касаются некоторых федеральных разногласий, которые, как видим, совершенно не отражаются на региональном уровне.

Свердловскую область белорусы хорошо знают, понимают наш потенциал, цифрами оперируют не хуже нас: знают показатели, которые у нас выше, чем в среднем по стране — и с точки зрения концентрации производства, и в науке. Поэтом первое — это стратегическое сотрудничество: Свердловская область — партнер Белоруссии, причем партнер интересный.

Так, было подписано соглашение между предприятиями, представляющими энергетическую сферу Белоруссии, и Уральским турбинным заводом. Речь идет о контракте на очень серьезную сумму — более 60 млн долл. США — на поставку турбин. Здесь я хочу сказать, что белорусы отличаются от многих своей подчеркнутой стабильностью. Это особенно хорошо видно на фоне некоторых наших внешнеторговых партнеров, с которыми, несмотря на широковещательные декларации, каждый раз все приходится начинать заново.

Белорусы в этом плане похожи на нас: они отличаются последовательностью долгой дружбы. Если уж в Белоруссии определились, что наш Турбинный завод — это серьезный поставщик, то там и неизменно исходят именно из этого. И свою энергетическую стратегию выстраивают соответствующим образом.

Вообще, сегодня оборудование Турбинного завода генерирует до 70% всей электроэнергии Белоруссии и до 90% — Минска. То, что данная линия сотрудничества продолжается, — вот вам ответ и на ваш вопрос об отношениях в сфере бизнеса.

— Какие предприятия еще участвовали в переговорах?

— Очень интересные и хорошо проработанные предложения представило наше НПО Автоматики. И они сразу заинтересовали автомобилестроителей — предприятия БелАЗа, МАЗа, Минского тракторного завода. В частности, с МАЗом достигнута договоренность о совместной работе по доведению их двигателей до стандартов Евро-5. Это для белорусов практически лозунг ближайшей пятилетки, но они сжимают сроки, и разработки НПО автоматики их очень заинтересовали.

То же самое с БелАЗом. Это уже за рамками данной встречи, но на уровне высокого руководства проговаривалась партнерская схема взаимодействия по предложению совместных продуктов. Это интересный пример, который может стать хорошо тиражируемым «пилотным» проектом. Речь идет о том, что наши белорусские коллеги, предлагая в Европу и Азию свои БелАЗы и другую карьерную автотехнику, зачастую проигрывают не в качестве и не в цене, а в неполной комплектности предложения. В рамках Евросоюза компании объединяются, например, производители тяжелых грузовиков — с предприятиями по производству экскаваторов и компаниями, которые специализируются на каких-либо еще маленьких сегментах, и предлагают комплексный продукт. Это удобно и экономит время. Белорусы это поняли, и сейчас в качестве такого «пилотника» двумя сторонами проговаривается партнерство БелАЗа с Уралмашем: объединившись, они могут предложить очень интересный комплексный продукт, от которого только выиграют оба.

Я увидел в Белоруссии, что большую заинтересованность минские машиностроительные предприятия имеют к продукции нашего Инструментального завода, и нам есть что предложить. Речь идет о готовности целой группы минских машиностроителей (БелАЗ, МАЗ, Тракторный завод, «Красный борец» и другие) приобретать у нас металлорежущий и шлифовальный инструмент для нужд автомобильного производства.

В ходе поездки вновь и вновь убедился еще в одном — не стоит переоценивать значение интернета в установлении прочных взаимовыгодных отношений. Об этом говорит пример нашего Артинского механического завода — производителя ручной косы, причем эта марка известна во многих государствах. Предприятие продает свою продукцию в десятки зарубежных стран, однако по неким субъективным причинам Белоруссия до сих пор не входила в их число. Это парадоксально, поскольку страна поднимает планку требований к экологичности продукции, которая достигается немоторизированными способами. И косят белорусы очень много, но не нашей косой — китайской, которая уступает уральской и по качеству, и по ресурсу, и высокой долей и вовсе откровенных подделок. Теперь, наконец, удалось договориться. Наши производители вернулись достаточно удовлетворенными.

Ряд компаний малого и среднего бизнеса договорился о серьезном партнерстве с теми же автопроизводителями (в этот раз для обсуждения в ходе визита были выбраны сферы автостроения и энергостроения, поскольку все не охватить). Договорились о поставке наших резинотехнических изделий, прокладочных материалов для двигателей. Очень важно то, что завязались контакты, которые уже не нужно поддерживать на уровне вице-губернатора и Торгово-промышленной палаты. Важны и сами переговорные площадки: для нас это хороший способ продемонстрировать свои возможности за рамками состава делегаций.

— И как вы оцениваете дальнейшие перспективы?

В перспективе я вижу — и это будет следующей подготовительной темой — реализацию наших возможностей в производстве и поставке медицинского оборудования и фармхимизделий, наших медицинских препаратов. В этом заинтересованность большая: по многим позициям мы научились соответствовать лучшим европейским и азиатским образцам, но уже выигрываем у них по цене. А учитывая, что Белоруссия ближе к нам, чем к кому бы то ни было, по языку, системе стандартов, общей научной, методологической, нормативной школе, не использовать это сегодня было бы просто преступлением. Именно поэтому она стала первой, куда поехала делегация Свердловской области в этом году.

— Насколько сейчас торговля с Белоруссией важна для Свердловской области, какое место страна занимает среди наших зарубежных партнеров?

— Очень важна. По итогам прошлого года у нас около 145 стран, с которыми у региона есть торговые отношения. Белоруссия в последние годы традиционно входит в десятку, сейчас занимает девятое место. И каждая подобная поездка ее поднимает в этом рейтинге, потому что даже первый подписанный сегодня контракт на 60 млн долл. США, естественно, усиливает позиции Белоруссии на фоне «проседания» ряда европейских стран. Но главное — и об этом говорит руководство Республики — что потенциал, который мы не используем, каждая такая встреча раскрывает.

У нас немного «просел» товарооборот за прошлый год, но здесь нужно понимать закономерность торговых отношений. Например, иногда меняется состав первой пятерки торговых партнеров. Возникают вопросы, почему такие серьезные изменения? Так, в прошлом году Алжир занимал четвертую строку, а сейчас его нет. Дело в том, что у нас есть доля доминирующих заказов, особенно это касается поставок от оборонно-промышленного комплекса. Но каждый год такие поставки не нужны: мы удовлетворяем потребности стран по этим позициям. Поэтому есть некая синусоидальность. Но то, что из более чем 140 стран Белоруссия находится в десятке, причем многие годы — это уже пример стабильности. Думаю, что теперь Республика поднимется к 7-8 месту.

Кроме того, Белоруссия для нас важна с точки зрения хорошей не отражающей, а принимающей партнерской потребности. Им интересно то, что поставляем мы, нам интересно то, что поставляют они. Как человек, видевший всю линейку продукции Минского тракторного завода, его гибкий подход ко всему, включая географические требования конкретных пользователей, могу сказать, что с ними работать комфортно. И по ценовой позиции: мало приобрести что-то, нужно еще не оказаться заложником какой-нибудь европейской шестеренки, которая стоит треть целого трактора. В Белоруссии ценовая позиция очень грамотная, в том числе и в плане дальнейшего сервиса и дообеспечения.

— Понятно, что интересует белорусских коллег. А что мы вывозим из Белоруссии, кроме сельхозпродукции?

— Однозначно нами востребована сельхозтехника, автотехника: БелАЗы предназначены для крупных карьерных разработок, это довольно узкий сегмент, между тем линейка самосвалов МАЗ более универсальна — это серьезная техника, продемонстрировавшая свою надежность. И всем, кто в тени КамАЗа забыл, что МАЗ — серьезный производитель, было бы интересно посмотреть, как он прорывается на мировую арену.

Также для екатеринбуржцев интересно предложение Белоруссии в части автобусов. Они дают достойный подражания пример эволюции линейки, ежегодных улучшений. Автобусы, которые я видел, разного типа, причем они очень социальные: есть низкопольные, есть повышенной емкости с удлиненной базой с простором для «стоячих» пассажиров и наоборот — с большим числом сидений.

В апреле белорусы собираются продемонстрировать «электробас» — это гибрид автобуса и троллейбуса на большом ресурсе аккумулятора. Мы в таких образцах крайне заинтересованы. Такой вид транспорта будет очень актуален и для Академического района Екатеринбурга, да и для других перспективных районов застройки тоже в свете курса на уплотнение уже освоенных районов застройки мегаполиса. В этом отношении бестроллейное электросообщение — это экологично и удобно, но всегда возникал вопрос, сможет ли такая техника пройти от конечной до конечной и сколько будет заряжаться? Белорусские разработчики утверждают, что для зарядки будет достаточно 5-7 мин — т.е. времени пересменки общественного транспорта на конечных остановках. И таких перспективных трендов в части машиностроения много.

— Какие направления нашего сотрудничества, кроме промышленности, представляют интерес для Свердловской области?

— Большую перспективу мы видим в развитии туризма. Белоруссии есть что предложить россиянам в части курортно-оздоровительного отдыха: это почти забытая нами здравница. С точки зрения комфорта, языка, стоимости, прекрасной природы, изумительной кухни и гостеприимства эта страна может привлечь многих. Кроме того, Минск очень чистый город. Те, кто ездил на дальние расстояния, говорят, что поселки и деревни там такие же.

Отдельной линией, где очень серьезные партнерские отношения отчасти завязываются, отчасти развиваются, являются образовательные проекты. Уральский государственный университет, Уральский государственный экономический университет, колледж им. Ползунова и еще целый ряд учебных заведений уже провели большую работу. И это тоже хорошая связка двух областей, для которой нет проблемы с языковыми барьерами и так далее. Белорусы далеко продвинулись в некоторых направлениях, в частности, в части интерактивных классов, и заинтересованы в нашем базовом образовании.

Нужно понимать, что это локомотив экономики. Сегодня в некоторых африканских и южноамериканских странах мы имеем преимущества только потому, что ряд руководителей, которые сейчас возглавляют интересующие нас компании, учились в России и обучены в рамках нашей школы. Поэтому очень важно воспитывать плеяду инженеров, которые будут учиться на российских идеях, методологии, осваивать научную, промышленную школу. Завтра они станут принимать решения, с кем им партнерствовать.

Есть точки соприкосновения и в культурной сфере. Нужно сказать спасибо уральскому скульптору Ивану Дубровину и его литейной мастерской: достигнуты договоренности о том, что в центре Минска, на аллее Владимира Мулявина будет установлена скульптура объединяющего нас этого великого музыканта и певца, создателя и многолетнего лидера легендарного ансамбля «Песняры» — такая же, как стоит у нас перед кинотеатром «Космос». Достигнуты договоренности по срокам. А Мулявин — свердловчанин, который стал впоследствии песняром — это очень хорошая связка, она нам нужна. Связи, которые есть сегодня, нужно укреплять, чтобы с дружественным белорусским народом не произошла та же ситуация, что с украинским.

Таким образом, столь впечатляющие договоренности сразу в области промышленности, экономики, науки, образования, туризма и культуры — результат всего лишь одной трехдневной поездки. Согласитесь, это говорит о хорошем фундаменте, четкой перспективе развития наших отношений по всем направлениям!

Другие материалы по теме:


Loading...