Статьи

УрФУ: Затраты на экономию

31 октябрь 2016 (16:51)

Фотография с сайта urfu.ruУральский федеральный университет (УрФУ) замечен в очередном сверхкрупном аукционе. В отличие от коллег, тратящих бюджетные деньги на закупку престижных автомобилей или украшения для ректорских столов, главный вуз Урала потратит 100 млн руб. на программное обеспечение.

Согласно заявке, размещенной на сайте госзакупок, именно столько учебное заведение готово заплатить за «программно-аппаратную платформу (ПАК) и комплект специализированного программного обеспечения для автоматизации процессов обучения и управления вузом».

Такое расточительство вызывает некоторые вопросы у преподавателей университета, которые не первый год сталкиваются с постепенным сокращением числа ставок и оплаты своего труда. Напомним, что в ходе «оптимизации» и «коррекции программы развития» в прошлом году руководство вуза озвучило решение о сокращении 700 преподавательских ставок. Это было необходимо для достижения контрольного соотношения числа преподавателей и числа обучающихся 1 к 10,7, при котором вуз мог претендовать на включение в число научно-исследовательских центров, получающих повышенное финансирование из Москвы.

Руководство УрФУ обещало, что сокращены будут только ставки, при этом люди просто будут переведены на новые должности. Однако сотрудники вуза сообщают, что в реальности процесс обернулся массовыми увольнениями.

Более того, как рассказывают преподаватели, в УрФУ продолжается процесс постепенного сокращения оплаты труда лекторов. При этом в ход идет схема одностороннего изменения условий труда. Раньше аудиторная нагрузка (на преподавательском жаргоне «голос») — то есть лекции и семинары — составляла только часть от общего оплачиваемого рабочего времени, сочетаясь с внеаудиторной (научная деятельность, написание статей, проверка работ, участие в работе различных аттестационных комиссий, научное руководство, приём экзаменов). Сейчас же руководство стремится оплачивать только «голос», что приводит либо к значительному (в два-три раза) увеличению аудиторной нагрузки, либо, что случается куда чаще, — столь же значительному сокращению оплаты труда. Ставка превращается в половину ставки, полставки — в четверть. При этом сами преподаватели признаются, что прожить на предлагаемые деньги невозможно.

Сотрудники УрФУ оценивают свой уровень заработной платы в 20-28 тыс. рублей в месяц, хотя руководство вуза придерживается другого мнения. Так, на одной из встреч с сотрудниками УрФУ Виктор Кокшаров озвучил в 2-3 раза большую цифру — 60 тыс. рублей, что, по словам участников мероприятия, вызвало смех в зале.

На этом фоне затраты в 100 млн руб. на программное обеспечение выглядят несколько обескураживающее, равно как и оплата фуршета в честь торжественной церемонии закрытия XX Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, за которую УрФУ выложил 999 тыс. 900 руб. По примерным расчетам, стоимость фуршета примерно равняется месячной зарплате небольшого факультета из 40 человек, а на деньги «программно-аппаратного комплекса» можно содержать большую часть профессорско-преподавательского состава УрФУ.

Как отмечают в пресс-службе учебного заведения, средства выделены из федерального центра целевым образом и должны помочь УрФУ навести порядок в своем цифровом хозяйстве.

«УрФУ выделены средства на поставку и пуско-наладку программно-аппаратного комплекса, который позволит интегрировать существующие сервисы и инфраструктуру вуза в единое информационное пространство для более чем 30 тыс. студентов университета и более 7 тыс. преподавателей и сотрудников, а также расширит инфраструктурные возможности для развертывания новых ресурсоемких ИТ-сервисов. Комплекс будет размещен в ЦОД УрФУ», — сообщает пресс-служба учебного заведения.

В то же время более осведомленные сотрудники вуза полагают, что 100 млн, которые сегодня планируют потратить на закупку компьютерного оборудования, впоследствии могут серьезно помочь Уральскому федеральному университету сэкономить, причем как раз на фонде оплаты труда.

Описание пресловутого ПАК, как оно изложено в заявке на сайте госзакупок, отличается некоторой туманностью формулировок. Но среди задач, которые призван решать дорогостоящий комплекс, есть и такие:

«Приобретаемый ПАК предназначен для организации технической платформы вычислительного комплекса центра обработки данных УрФУ с целью повышения эффективности образовательного процесса за счет применения современных информационных технологий в образовании, средств электронного обучения и управления вузом. ПАК должен: обеспечить технологическую модернизацию ИТ-инфраструктуры вуза для поддержки ресурсоемких информационных систем организации и управления образованием… обеспечить возможность эффективного развертывания и использования виртуальных лабораторий на основе облачных технологий …сформировать резерв для активно растущих объемов систем хранения данных для агрегации и гарантированного хранения информации образовательного и научного назначения, а также образовательного контента, образовательных систем и сервисов».

Ряд специалистов не исключает, за обтекаемыми формулировками «повышение эффективности образовательного процесса, за счет применения современных информационных технологий в образовании, средств электронного обучения», «виртуальными лабораториями» и «облачными технологиями» в «образовательных системах и сервисах» стоит давно вынашиваемая менеджментом вуза идея о массовом внедрении «виртуальных лекций», по сути — о замене живых преподавателей на видеокурсы, которые будут воспроизводиться с экрана или проектора в аудитории. ПАК может быть частью этой системы, первым аппаратным этапом ее внедрения.

Подобная практика потребует достаточно значительных разовых затрат на создание видеолекций и «виртуальных лабораторий», зато впоследствии позволит сэкономить на оплате труда преподавателей. По сути, их можно будет заменить лаборантами, которые будут включать проектор и следить за дисциплиной во время лекции.

Наиболее экономичные варианты предусматривают предоставление студентам доступа на сайт вуза — то самое «облачное хранилище», где по ссылкам обучающийся сам сможет находить нужные ему лекции и слушать их дома, не занимая места в аудиториях, которые, кроме всего прочего, надо отапливать и мыть. Таким образом, экономия может быть еще более значительной.

Первыми под «виртуализацию» могут попасть «непрофильные» курсы — математика или естествознание для гуманитариев, русский язык, история, культурология и философия для «естественников».

Именно с переходом на подобную практику отчасти связывают и очередные внутренние пертурбации, которые переживает УрФУ. Напомним, что в этом году главной внутренней тенденцией вуза стало резкое сокращение внутренних структурных единиц за счет их объединения. Так, в первой половине года были объединены Институт естественных наук и бывший Матмех УрГУ. Получившийся кадавр — Институт естественных наук и математики — сейчас локализуется в здании на Куйбышева, 48, для чего из здания на Тургенева, 21 выселяются математики. 1 ноября должен начаться процесс объединения «гуманитарных активов» УрФУ — Института гуманитарных наук и искусств и Института социальных и политических наук. Получившееся новообразование будет включать в себя целых 10 департаментов (бывших факультетов), от культурологи и журналистики до психологии и туризма. Одним из следствий его появления может стать постепенное уничтожение «дублирующей структуры» — Департамента гуманитарного образования студентов инженерно-технических профессий, бывшего гуманитарного факультета УПИ. Целый ряд кафедр этого департамента уже готовится к ликвидации. Возможно, что этот процесс является звеном той же цепи, что и покупка программно-аппаратного комплекса за 100 миллионов.

Таким образом, УрФУ в ближайшей перспективе сможет сэкономить значительные средства. Что касается качества образования, то оно явно не входит в число приоритетов текущего руководства УрФУ, так как средства, получаемые от платных студентов, являются лишь незначительной частью бюджета учебного заведения. Вуз давно взял твердый курс на существование за счет федерального финансирования, и потому главным для руководства является выполнение базовых параметров, по которым работу менеджмента оценивает министерство. Качество образования в их числе не присутствует.

Другие материалы по теме:


Loading...