Статьи
25.05.2016

Возмездие рынка автострахования

Возмездие рынка автострахованияЖесткое регулирование на рынке автострахования, с одной стороны, защитило автовладельцев от обмана страховых компаний, с другой, привело к расцвету деятельности адвокатов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках страхования — автоюристов. С введением различных нормативных документов в отрасли автостраховщикам стало невыгодно доводить дело до суда, а потребителям — наоборот. В результате, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), юридические посредники смогли в 2015 году «увести» с рынка около 10 млрд руб. В свою очередь, автовладельцы отмечают, что во всем виноваты сами страховые компании, на протяжении многих лет обманывавшие пострадавших в ДТП и в результате потерявшие их доверие.

Сотрудники РСА опубликовали доклад, согласно которому средний размер взысканных по ОСАГО компенсаций после суда за последние годы почти в два раза превышает досудебные выплаты — 62,9 тыс. руб. против 35,6 тыс. руб.

Страховщики объясняют тенденцию активизацией деятельности автоюристов, которые специально доводят дело до суда, чтобы взыскать с организаций еще и штрафы с пени. По оценке РСА, только за 2015 год из-за этого страховые компании потеряли около 10 млрд руб. Причем в пользу посредников, а не пострадавших автовладельцев.

Как поясняют представители отрасли автострахования, в последнее время Центробанк настолько усилил контроль за отраслью, что у организаций не остается возможности для обмана пострадавших.

«Сейчас страховые компании не заинтересованы доводить дело до суда и не доводят, потому что рынок уже урегулирован. У автостраховщиков есть установленная методика расчета возмещения ущерба, есть другие нормативные акты, которые регулируют эти отношения, так что каких-то выдумок страховые компании себе позволить уже не могут. Граждане должны понимать, что в настоящее время налажен очень жесткий контроль со стороны Центрального банка, и они и без обращения к автоюристам смогут выручить достаточно средств для ремонта автомобиля», — рассказал УрБК председатель Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Олег Цыпулин.

Однако защита автовладельцев от обмана со стороны страховщиков в итоге сделала организации легкой жертвой для юридических посредников, которые сначала тормозят досудебное решение о размере компенсации, а потом взыскивают с компаний штраф за нарушение прав потребителей. При этом полученную компенсацию автоюристы, выкупившие у пострадавших в ДТП право требования, оставляют себе.

«Сейчас при обращении в суд у нас есть определенные льготы — по спорам по ОСАГО идет освобождение от госпошлины, кроме того, законом предусмотрен штраф в пользу потребителя за нарушение страховой компанией его прав. Если бы страховые компании нормально работали, если бы вовремя и в нужном размере платили страховое возмещение, то таких проблем бы просто не было», — пояснил представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максим Едрышов.

По его словам, автостраховщики преувеличивают проблему, связанную с автоюристами. Но даже если она и есть, то это результат потерянной репутации и недоверия к страховым компаниям со стороны автовладельцев.

«Проблема не в автоюристах, а все-таки в страховых компаниях. Потому что страховые компании сами на протяжении многих лет обманывали автовладельцев. То есть доверия к ним никакого нет, поэтому очень часто пострадавшие в ДТП обращались к юристам, зная, что страховая компания, условно говоря, заплатит какие-то копейки или совсем ничего. А то, что страховые компании приводят статистику, что за последний год у нас средняя выплата по стране выросла в два раза — лукавство, потому что за последний год у нас в два раза выросла стоимость запчастей, а это и есть основная составляющая для страховой выплаты. Даже если есть проблемы с автоюристами, потому что мошенники среди них тоже присутствуют, то бороться с этим должны правоохранительные органы или службы безопасности страховых компаний. В общем, надо работать, а не просто собирать страховые премии», — пояснил М. Едрышов.

По оценке Олега Цыпулина, в настоящее время автоюристам удается «перехватить» 20-25% пострадавших в ДТП. При этом раньше доля составляла около 5%. Сейчас же доходит до того, что посредники караулят автовладельцев прямо у дверей страховых компаний, отмечает председатель «Белого соболя».

«К сожалению, такая проблема на рынке имеется, и в настоящее время мы столкнулись с тем, что страховая отрасль стала «кормушкой» для не очень порядочных юристов. Доходит до того, что потерпевшие даже не имеют возможности обратиться в страховую компанию за выплатой. То есть автоюристы перехватывают людей у страховой компании, обманывают их по стоимости необходимого ремонта, выкупают у них убытки, а затем предъявляют их страховщикам через суд, при этом получая достаточно нескромные доходы», — отмечает О. Цыпулин.

При этом, по его словам, при уступке прав требования выплат по страховке в пользу автоюристов пострадавшие в ДТП рискуют позже сами понести значительные убытки. Дело в том, что взысканные по суду компенсации и штрафы в пользу автовладельца облагаются НДФЛ, который посредники, выступающие в суде от чужого имени, естественно, не выплачивают. В итоге граждане вынуждены платить налог с доходов, которые они не получали.

Отметим, что по данным опроса холдинга «Ромир», большинство (52%) россиян считают, что автоюристы «наживаются на чужих проблемах». При этом каждый пятый уверен, что они причиняют проблемы и рынку, и автовладельцам. При этом большая часть опрошенных (58%) ни разу не сталкивались с автоюристами, а 10% уверены, что никогда не будут прибегать к их услугам.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.05.2016 РСА: «Автоюристы» вывели со страхового рынка в 2015 году около 10 млрд рублей

УрБК, Москва, 23.05.2016. Юристы, специализирующиеся на спорах по возмещению ущерба в рамках страхования ОСАГО, за ...

28.04.2016 Скрытая угроза европротокола

Автостраховщики умалчивают о нюансах нового оформления ДТП, чтобы избежать выплат ...

24.02.2016 ЦБ предлагает страховым компаниям дать право на ремонт автомобиля по ОСАГО

УрБК, Москва, 24.02.2016. Центробанк России предлагает право на непосредственный ремонт автомобиля по ОСАГО передать ...

23.07.2014 ЦБ: у страховых компаний нет проблем с наличием полисов ОСАГО

УрБК, Москва, 23.07.2014. По результатам проверки ЦБ пришел к выводу, что у страховых компаний нет проблем с полисами ...

13.11.2009 Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в УрФО Олег Цыпулин: За компенсационными выплатами к нам обратились более 1,5 тыс. клиентов страховой компании «Уралрос»

УрБК, Екатеринбург, 13.11.2009. «Однозначно, сегодняшние финансовые обстоятельства не способствуют энергичному ...