Статьи

Рынок алкоголя начал терять игроков

14 январь 2016 (17:04)

Рынок алкоголя начал терять игроковНачало 2016 года ознаменовалось очередным нововведением, которое может усложнить жизнь предпринимателей. В силу вступил закон, по которому оптовые и розничные реализаторы алкогольной продукции обязаны регистрировать товар в единой государственной автоматизированной информационной системе контроля производства и продажи спиртных напитков (ЕГАИС). Несмотря на то, что срок подключения к программе уже истек, в ней успели зарегистрироваться далеко не все участники рынка. При этом уже сейчас система вызывает массу вопросов у подключившихся компаний. Так, некоторые уверены, что не смогут справиться с наплывом контрафактного алкоголя, а также это несет дополнительные проблемы добросовестным участникам рынка.

Согласно новой системе работы, в ЕГАИС с 1 января 2016 года все розничные организации обязаны подтверждать данные о закупках алкогольной продукции, а с 1 июля 2016 года — сканировать акцизные марки и отправлять данные о продажах в ФС РАР. Предполагается, что с помощью системы надзорные органы смогут отслеживать маршрут всего алкоголя от завода, через склад и до прилавка магазина, тем самым предотвращать поставки контрафактной продукции. Для того, чтобы это стало возможным, все участники цепочки должны быть зарегистрированы в ЕГАИС.

Сама по себе система представляет отдельный компьютер и ключ. На сегодняшний день стоимость ключей варьируется от 3,6 тыс. до 5 тыс. руб. Программное обеспечение предприятиям предоставляется бесплатно.

Для оптовых компаний, которые нарушают порядок учета продукции в системе ЕГАИС, предусматривается ответственность в виде штрафов для должностных лиц от 10-15 тыс. руб., для юридических лиц — от 150 до 200 тыс. руб.

Между тем штрафные санкции для розничной торговли не предусматриваются, однако, как пояснили в межрегиональном управлении Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО, в случае несоблюдения установленных правил регистрации, предприятиям будут выноситься дополнительные уведомления и предписания. Но в случае дальнейшего отказа от подключения на розничные сети также будут накладываться штрафы за игнорирование требований законодательства.

Как отмечает заместитель министра АПК и продовольствия Свердловской области Светлана Островская, на сегодняшний день в регионе функционирует 43 предприятия оптовой торговли и более 2 тыс. организаций, имеющих лицензию на продажу алкогольной продукции.

Однако несмотря на то, что новые требования для реализаторов уже вступили в силу, не все игроки на рынке успели подключиться к ЕГАИС. Так, по данным Управления Росалкоголя по УрФО, на сегодняшний день в системе зарегистрировались только 83,1% оптовых компаний и 61,6% розничных продавцов, включая точки общепита.

«Ведомством проводился обзвон всех не подключившихся к системе оптовиков, это порядка 12-14 предприятий. Все из тех, кто не провел регистрацию ЕГАИС, уведомили о том, что уходят с рынка, поэтому подключение проводить не будут», — пояснил руководитель межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по УрФО Юрий Чащин.

В результате получается, что с начала действия данной системы порядка 16,9% предприятий оптовой торговли алкоголем в Свердловской области заявили об уходе с рынка. Вполне вероятно, что подобная тенденция сложилась из-за того, что подключение к ЕГАИС на деле оказалось дороже, чем заявляли законотворцы.

Как рассказал УрБК генеральный директор компании по оптовой торговле алкогольной продукцией «Уралторгсервис» Александр Корякин, в процессе подключения пришлось столкнуться с дополнительными тратами.

«Минимальный набор для розничной торговой точки на текущий момент составляет порядка 25-30 тыс. руб. Однако с 1 июля будет необходимо приобрести дополнительно широкий набор технических средств, что обойдется в 70 тыс. руб. Для оптовых точек, учитывая больший объем продукции и торговых партнеров, стоимость регистрации и приобретения необходимого оборудования обойдется несколько выше», — рассказал А. Корякин.

Помимо этого, как пояснил А. Корякин, необходимо учитывать тот факт, что подключение в ЕГАИС предполагает увеличение объема работ, в частности, на техническое обслуживание и внесение данных в систему. Нагрузка на работников вырастет, вследствие чего необходимо будет повышать оплату труда сотрудников, что также является дополнительными издержками.

Учитывая то, что на сегодняшний день рентабельность некоторых предприятий и розничных сетей приближается к нулю, дополнительные траты для некоторых стали «последним ударом».

Вместе с этим, с начала работы ЕГАИС от участников рынка стало поступать большое количество негативных отзывов о техническом несовершенстве программы, которая только усложняет деятельность оптовых и торговых сетей. Однако, по мнению чиновников Росалкоголя, ответственность за неполадки в системе несут сами ритейлеры, так как неправильно заполняют документы в системе.

Между тем, как утверждают участники рынка, ЕГАИС на сегодняшний день не в состоянии справиться со своей основной задачей — уход с прилавков контрафактной продукции.

«На данный момент существует достаточное количество систем регулирования и контроля за алкогольной продукцией, и введение дополнительной системы не нужно. Для тех, кто работает легально и не связывает свою деятельность с контрафактной продукцией, вполне достаточно тех мер, которые применялись ранее. Те же, кто продают «из-под прилавка», все равно будут это делать, однако постараются найти новые лазейки и еще больше уйдут в тень», — рассказал генеральный директор компании «Ресторан» Олег Ананьев.

Новая система только начала свою работу, однако уже сейчас навлекла на себя массу негативных отзывов. В условиях кризиса, когда большинство торговых предприятий стоят на грани банкротства, дополнительные финансовые и трудовые расходы становятся непозволительной роскошью для ритейлеров. Помимо этого, дополнительные трудности для участников рынка создает работа самой системы, которая в техническом плане далека от совершенства. Между тем власти продолжают убеждать в необходимости ЕГАИС, которая поможет справиться с наплывом нелегального алкоголя в магазины. Однако сами участники рынка этого оптимизма не разделяют.

Полина Макушина

Другие материалы по теме: