07.05.2014

Обучиться впрок: 80% автошкол могут покинуть рынок

Автомобильные школы России находятся в ожидании больших перемен. Накануне Минэкономразвития дало положительное заключение на приказ Минобнауки, утверждающий программы подготовки водителей. Директора екатеринбургских автошкол полагают, что если новые программы будут введены без изменений, то 80% учебных заведений страны будут вынуждены закрыться. Стоит отметить, что эксперты считают нововведения не только разрушительными для отрасли, но и бесполезными с точки зрения образовательного процесса.

Напомним, что внести изменения в программы подготовки водителей было решено в конце прошлого года с целью уменьшения количества «проштампованных прав» автомобилистов и аварийности на дорогах. В связи с этим министерство образования подготовило проект новых примерных программ обучения водителей, состоящий из 800 страниц.

В результате с 1 сентября 2013 года были приняты поправки в закон об образовании, которые относят подготовку водителей к области профессионального обучения. Предполагается, что ученики автошкол должны будут получать не свидетельство, а диплом по профессии «водитель». Необходимо отметить, что с 5 ноября 2013 года в РФ были приняты поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые ввели новые категории и подкатегории прав.

Теперь автошколы ждут, когда новые программы будут зарегистрированы в министерстве юстиции и официально опубликованы. После этого они смогут пройти лицензирование на обучение водителей по новым программам. Однако, по мнению экспертов, они невыполнимы для большинства автошкол. Так, согласно им площадка для занятий должна быть заасфальтирована или зацементирована, освещена и ограждена, а также автоматизирована.

«Ужесточение требований к автодромам несомненно скажется на состоянии всей отрасли. Дело в том, что от образовательных организаций требуются огромные финансовые вливания по обустройству системы автоматического приема экзамена. Большинство школ — это маленькие предприятия, и они себе не смогут это позволить», — заявил генеральный директор НОЧУ «Зеленый свет» Павел Третьяков.

Руководитель ООО «Уральские автошколы» Анна Пальцева считает, что нововведения Минобрнауки просто погубят отрасль. Однако она не верит в то, что правительство РФ решится на те кардинальные изменения, которые предполагаются в связи с принятием новых программ.

«В нашей отрасли сейчас наблюдается кризис, как, в общем, и в других. Если новые программы обучения будут приняты в том виде, о котором заявлялось ранее, то 80% всех автошкол будут вынуждены закрыться, так как не смогут удовлетворить лицензионные требования. На самом деле подобные поправки в закон об образовании правительство уже пыталось вводить. Есть мнение, что их лоббируют крупные организации. Однако мне не верится, что они все-таки вступят в силу», — заявила Анна Пальцева.

Владельцы, преподаватели и инструктора автошкол ждут от Минобрнауки не только новые требования к автодромам, но и новые программы по новым категориям вождения. Однако несмотря на то, что ведомство заявило об их разработке еще в прошлом году, они до сих пор не готовы.

«Мы ожидаем появления новых категорий, в частности, категории М (для управления мопедом) и других. Есть предположение, что скоро можно будет учиться и сдавать экзамен на автомобиле с автоматической трансмиссией. Насколько я понимаю, сам экзамен хотят поделить на две части — теорию с автодром в самой автошколе и в городе с инспектором ГИБДД. На сегодня программ подготовки водителей таких категорий нет, и учим мы по старинке. Разработка таких программ все задерживается, но думаю, что к осени какая-то часть из них вступит в силу», — рассказал Павел Третьяков.

Стоит отметить, что больше всего изменения коснется программ обучения по категории «В» (водители легковых машин). Количество теоретических часов для новобранцев должно увеличиться на 32 (всего будет 138), а практических — на 6 (всего будет 56). Однако эксперты полагают, что никакой пользы от этих перемен для безопасности дорожного движения не будет.

«Новые программы предполагают добавление 32 часов психофизиологии для водителей легковых машин и 6 часов практики. Это ничего не даст в плане качества обучения. Как показывает практика, если человек не может совладать сам с собой на дороге в экстренной ситуации, никакая теоретическая подготовка ему не поможет. Нужна практика, а ее предусмотрено слишком мало», — считает Анна Пальцева.

Представитель автошколы «Вилла» заявила, что ей не ясен смысл грядущих нововведений и отметила, что ожидает прояснения ситуации в мае этого года. Неизвестность пугает бизнесменов, но они надеются, что скоро программы будут приняты. Подобной позиции придерживается большинство руководителей.

«Мы находимся в постоянном ожидании изменений. С предварительными программами мы уже ознакомлены, однако официальных документов у нас на руках пока нет. Закон принят, однако к нему должны быть программы, но они пока не утверждены. В связи с этим делать прогнозы на будущее сложно», — заявила представительница автошколы «ЛеМа».

В целом стоит отметить, что владельцы автошкол живут в ожидании кардинальных изменений уже два года. В результате сейчас они уже не верят в то, что новые программы все-таки будут приняты. Сдвинется ли новый проект Минобрнауки с мертвой точки, покажет время. Однако эксперты отмечают, что если все-таки данная инициатива будет принята, автошколам не поздоровится: большинство из них просто уйдет с рынка. Пострадает и конечный потребитель, так как оставшиеся игроки будут вынуждены переоборудовать автодромы и увеличить плату за обучение.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
06.05.2014 Пугающая перспектива: новые требования к обучению водителей спровоцируют закрытие большинства автошкол

Автомобильные школы России находятся в ожидании больших перемен ...

01.11.2013 Автошколы могут получить часть функций по приему водительских экзаменов

УрБК, Москва, 01.11.2013. Госавтоинспекция может передать часть своих полномочий по приему водительских экзаменов ...

02.08.2010 Автошколы Екатеринбурга готовятся повысить цены

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года, автомобили автошкол должны быть оснащены ...

02.08.2010 НП «Объединение автошкол Урала»: На Урале нет организаций, которые бы занимались подготовкой и повышением квалификации инструкторов автошкол

УрБК, Екатеринбург, 02.08.2010. Вступление в силу новой методики обучения в автошколах может привести к сокращению ...

02.08.2010 НП «Объединение автошкол Урала»: Стоимость обучения в Екатеринбурге может увеличиться на 20—30%

УрБК, Екатеринбург, 02.08.2010. «В настоящее время средняя стоимость обучения в автошколе по Екатеринбургу составляет ...