Депутат Екатеринбургской городской думы и директор УК «Академический» Николай Смирнягин рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о планах работы в качестве народного избранника, спорных моментах в новых нормах ЖКХ и острых социальных проблемах в его округе. — Николай Сергеевич, в ходе прошедших в сентябре этого года выборов Вы стали депутатом ЕГД шестого созыва по 10-му одномандатному округу. Для решения каких задач Вы решили пойти в политику?— Я не могу сказать, что шел заниматься политикой, моя цель — решать конкретные хозяйственный задачи. Меня, как и многих жителей Екатеринбурга, волнует то, как город развивается. Но пришел я в политику по одной простой причине. Я приступил к работе в Академическом в самом начале реализации этого проекта — в феврале в 2009 года. Тогда на месте, где теперь стоит современный жилой район, еще не было ничего: строительные работы на болоте только набирали обороты. С тех пор проведена колоссальная работа, и я считаю, что все намеченное выполнено на достойном уровне. Но в один момент вместе с этим осознанием пришло еще одно — сделать нужно еще очень и очень многое, и не только в Академическом. Ведь в 10-й одномандатный избирательный округ входят также Юго-Западный район, УНЦ, Краснолесье и поселок Совхозный, где есть свои специфические проблемы и трудности. В качестве депутата ЕГД я должен решить эти задачи и выполнить все обязательства, которые взял на себя по всему округу.
— Какие конкретно хозяйственные задачи Вы намерены решить?— Работа уже ведется. В структуре управления городом работают очень грамотные люди, в настоящее время заместитель главы города по вопросам ЖКХ Алексей Кожемяко занимается созданием закрытой системы теплоснабжения. Схема уже разработана, я думаю, что Министерство энергетики РФ ее утвердит, но дальше, и это основное, новую схему теплоснабжения необходимо реализовать. Екатеринбург — единственный в стране город-миллионник, который работает на открытой системе теплоснабжения. В районе Академический создана закрытая схема, у нас большой опыт в данной сфере, который наработан с учетом ошибок. Этот опыт я и намерен передать городским властям.
— Расскажите об особенностях и плюсах закрытой системы теплоснабжения? — Основной плюс закрытой системы в том, что горячая вода напрямую из котельной в краны не попадает. При закрытой схеме теплоснабжения в каждом доме организованы индивидуальные тепловые пункты, где холодная вода нагревается для горячего водоснабжения. Именно так все организовано в Академическом, поэтому у жителей всегда есть горячая вода. При открытой схеме теплоснабжения вода зачастую плохого качества и низкой температуры. Все это сказывается на качестве и стоимости тех услуг, которые предоставляются населению. С экономической же точки зрения закрытая схема теплоснабжения позволяет минимизировать затраты, ведь вода поступает к людям сразу же требуемой температуры, нет необходимости пропускать ее часами.
Юго-Западный район также строится по данной системе теплоснабжения. Основной посыл моей избирательной компании в этом районе был направлен на ее реализацию. И я очень рад, что жители меня услышали.
— Каким путем можно достичь реализации столь масштабного проекта в Екатеринбурге?— В настоящий момент проект системы закрытого теплоснабжения находится на этапе согласования в министерстве энергетики. Затем будет создана рабочая группа по разработке плана мероприятий. В данной работе будет задействовано огромное количество хозяйствующих субъектов и бюджетов различных уровней. Согласно федеральному закону, до 2022 года Екатеринбург должен полностью перейти на закрытую систему теплоснабжения.
— Сколько будет стоить для города реализация проекта? — Если я не ошибаюсь, то цена вопроса порядка 20 млрд руб. Но деньги должны быть направлены как из бюджетов различных уровней, так и с привлечением частного капитала.
— Какие дальнейшие планы Вы ставите относительно развития района Академический?— Наша основная задача в настоящий момент — добиться запуска детской поликлиники. В Академическом сейчас проживает порядка 7 тыс. детей. 3,5 тыс. из них родились в районе за последние годы. Нам крайне необходима детская поликлиника. В настоящий момент здание практически достроено, в будущем году планируется сдать объект. Но строительство ведется за счет средств застройщика, на его страх и риск. Необходимо, чтобы за счет бюджета государство выкупило объект, бюджетные деньги нужны также на установку медицинского оборудования и запуска поликлиники в эксплуатацию. Цена вопроса 300 млн. руб.
Данные полномочия, согласно законодательству, у субъектов федерации. Городу полномочия переданы, но это должно сопровождаться финансированием. Необходимо, чтобы деньги были выделены из бюджета. Это наша основная задача. Я очень рад, что ряд депутатов городской думы объединились и поддерживают нас — Лариса Фечина, Роман Шадрин.
— Проект бюджета на 2014 год предусматривает выделение средств на запуск поликлиники в Академическом? — Нет. В случае принятия существующего проекта бюджета район остается без поликлиники, и нас ждут неприятные социальные последствия. В настоящее время в Академическом проживает 35 тыс. молодого населения с детьми. Этот вопрос нужно было решать еще вчера. Сегодня Академическому требуется и взрослая поликлиника. В I квартале 2014 года население района составит более 40 тыс. человек. По нормам у нас уже должно быть открыто районное звено медицинского обслуживания.
— Где сейчас получают медицинское обслуживание жители района?— В ДГБ №5, расположенной на улице Онуфриева. Здание реконструировано, но больница не может обслужить и десятой части жителей Академического.
Перед нами остро стоит также транспортный вопрос. Транспортный комитет администрации города склоняется то к строительству ветки метро, то к запуску нового общественного транспорта, но все мы понимаем, что денег в ближайшем будущем на это не найти. Скоростной трамвай обойдется бюджету гораздо дешевле. Жителям района также крайне необходимы развязки на пересечении Объездной дороги с улицами Амудсена, Серафимы Дерябиной, Чкалова. Улицу Чкалова сейчас достраивают, но без развязки она моментально встанет. Сейчас жители Академического выезжают по одной транспортной артерии — улице Вильгельма де Геннина.
— Новые законодательные нормы, в частности, постановление правительства №344, в значительной степени меняют условия работы УК. Все общедомовые нужны, превышающие норматив, который также был значительно снижен, УК должны оплачивать из своих средств. Многие УК в результате терпят убытки. Как дела обстоят в УК «Академический»? — Убытки УК «Академический» после вступления в силу постановления №344 составляют 1,5 млн руб. в месяц. До того, как за превышение норматива потребления общедомовых нужд обязали платить УК, на эти цели жителям района в квитанции начислялось дополнительно 20-30 рублей. Не очень ощутимо? А вот 1,5 млн убытков в месяц весьма существенны для нас. УК могла многое реализовать на эти деньги. Для экономики бизнеса это нонсенс: УК покупает у поставщика ресурс, но чудным образом на границе балансовой ответственности он превратился в услугу. Но в реальности мы эти ресурсы продаем населению, а не являемся посредниками между энергетиками и гражданами.
— Кто все-таки должен платить за потребление общедомовых нужд сверх нормы? Как организовать процесс так, чтобы избежать убытков? — Во-первых, кто потребляет, тот и должен платить. Я думаю, что это естественный подход. Во-вторых, если государство берет на себя социальные обязательства в виде ограничения оплаты, то под эти обязательства должно быть выделено финансирование, и убытки УК должны компенсироваться. По-другому быть не может с точки зрения экономики.
— Как в Академическом прошел старт отопительной компании? У области перед энергетиками накопились большие долги, население не всегда своевременно оплачивает услуги ЖКХ. Как дела с этим обстоят в Вашем районе? — Население Академического платит за ЖКУ исправно, долгов перед поставщиками у нас нет. Запуск отопительного сезона в районе прошел в течение двух дней. Я считаю, что в целом по городу динамика идет к улучшению процесса запуска тепла. Но в этом есть определенное внутреннее лукавство. Мы сами себя успокаиваем. Все улучшения идут только за счет оптимизации организационных моментов. Что касается технической части этого вопроса, то ситуация только ухудшается. Все системы ветшают. Если мы не реализуем то, что запланировано, это будет вести к нехорошим для всех последствиям. Для перевода теплоснабжения в Екатеринбурге на закрытый принцип работы все сети должны быть реконструированы. То есть, в буквальном смысле заменены все трубы, так как они не будут соответствовать новому графику теплоснабжения. Город такой реконструкции еще не видел— даже в 60-е годы, когда был совершен переход на центральное теплоснабжение.
— В Свердловской области создается Региональный фонд содействия капитальному ремонту. В результате, если жители новых домов большинством голосов не решат оставлять деньги, которые они перечисляют на капремонт, у себя, то эти средства могут быть переданы региональному оператору. В дальнейшем они могут быть использованы на правах возврата для ремонта ветхого жилья. Справедливо ли это? И смогут ли жители новых домов потом вернуть заимствованные у них средства?— Жителям новых домов необходимо принимать решение об открытии счета и накапливать средства на капительный ремонт в будущем самостоятельно. Сегодня представителями комитета по жилищной политике Государственной думы РФ внесена инициатива о передаче полномочий по открытию спец. счетов на капремонт управляющим компаниям. В РФ 80% жилого фонда находится в управлении УК. Люди должны самостоятельно решать, как накапливать, а затем тратить свои деньги, а не кто-то со стороны. Необходимо открывать собственные счета и накапливать деньги на ремонт.
Областной закон о создании фонда еще не принят, после его подписания у граждан будет два месяца на принятие решения. В Екатеринбурге система самостоятельного сбора средств действует с 2002 года, и пока все шло нормально.
— Откуда в таком случае, по Вашему мнению, должен пополняться Региональный фонд содействия капитальному ремонту? — У меня отдельное отношение к данному вопросу. В какую сумму обойдется бюджету содержание фонда в масштабах области? Это огромные деньги. Нужно организовать сбор средств, их начисление, обработку, выполнить функции заказчика. Все эти деньги можно было бы направить на капитальный ремонт жилья, передав их в правление УК или ТСЖ.