Авторская колонка

Всеволод Чащин о бюджетном маневре в рамках аудита размещения страховых взносов накопительной части трудовой пенсии

30 октябрь 2013 (18:24)

Финансовый аналитик Всеволод Чащин Правительство впервые за многие годы решило подготовить «финансовый клапан» на случай неоднозначного развития событий в 2014 году, и не руками созданных квазигосударственных «институтов развития», а собственными силами.

Именно так можно трактовать заявление заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, что «негосударственные пенсионные фонды не получат пенсионные накопления застрахованных лиц до 2015 года, причем все, включая частные и государственные управляющие компании. Даже в случае прохождения проверки в ЦБ РФ, акционирования, вступления в систему гарантирования пенсионных накоплений в ускоренном режиме».

Но вот что удивило на этой встрече, в каком ключе управляющие трактуют эту мобилизацию, называя её чуть ли не национализацией накопительной части страховых взносов, конфискацией пенсионных накоплений и т.п. В этой связи поясняю, что речь идет о пенсионных накоплениях 2 полугодия 2013 года и 2014 года, которые уплачены работодателями, находятся на счетах казначейства, и которые ещё не переданы доверительным управляющим.

А речь прежде всего идет о накоплениях учредителей управления, которые попали в программу накопительной части трудовой пенсии (будущие пенсионеры младше 1967 года), программу выплат материнского капитала, и лиц, участвующих в программе государственного софинансирования пенсии. Почему так озабочены не учредители управления, а сами доверительные управляющие?

Роль доверительного управляющего в схеме пенсионных накоплений — это проявление определенной меры заботливости по сохранению этих накоплений в настоящей стоимости, а не будущей стоимости 2022-2027 годов (время начала выхода на пенсию). А тут на этой встречи неоднозначное поведение доверительных управляющих, да с такой агрессивной риторикой, а также собственным знанием «качества» активов большинства портфелей этих управляющих наводит нас на такую мысль.

Государственная управляющая компания «Внешэконобанка», частные управляющие компании, страховые компании вот уже лет семь капитализируют будущие денежные потоки от Пенсионного фонда, от Фонда обязательного медицинского страхования, от Фонда социального страхования, от размещения страховых резервов, по сути, наших с вами взносов. На этой модели развития бизнеса в сфере финансов сидит целое семейство хозяйствующих субъектов в кредитно-финансовой сфере, начиная с банков и заканчивая страховыми компаниями.

Основной изъян такой модели бизнеса состоит в том, что «качество» активов, в которые размещаются эти денежные потоки (в том числе накопительная часть, материнский капитал, капитал программы софинансирования пенсий), не отвечает классическим требования доходности и риска. Проявление определенной меры заботливости скорее направлено на сохранение нормативов самого доверительного управляющего или группы связанных с управляющим лиц.

Конечные объекты вложений таких активов слабо идентифицируются, так, например, часть ликвидных финансовых инструментов из портфелей доверительных управляющих отдана в РЕПО Центральному банку РФ (общий объем — 1,8 трлн Руб.), а денежные средства, полученные от ЦБ РФ, потрачены на невесть что: котлованы под будущую застройку «комплекса зданий правительства», земельные участки под «2-ую кольцевую дорогу», землеотводы под строительство очередного «выставочного центра ЭКСПО-2020», и т.п. Потрачены на все те иммобилизационные активы, что снижают величину собственного капитала кредитных организаций, связанных с управляющим, и которые банки не могут долго держать на балансах.

Такая модель бизнеса портфеля доверительного управляющего предполагает освоение этих «неликвидных» активов на длинных горизонтах, и ещё желательно гарантировано, т.е. по государственной программе, например, «Чемпионат мира» или «Саммит глав». По сроку выхода будущих пенсионеров (младше 1967 года) на пенсию в 2022-2027 как раз и готовятся различные программы типа «ЭКСПО-2020». Важно ведь освоить это проект, а будет ли он доходоприносящий, сгенерирует ли этот проект добавочную стоимость, так это пусть волнует тех, кто будет заниматься выплатами по пенсионным накоплениям к тому времени. И таких проектов в портфеле доверительного управляющего можно найти множество, например, не исключено, что там можно обнаружить акции ОАО «Ростелеком» по цене 230 руб., выкупленные по рынку в 2009 году «Внешэконобанком», земельный участок, принадлежащий ОАО «ВТБ-банк», в 10 раз выше кадастровой стоимости, котлован залогодателя ОАО «Сбербанк России» за несколько миллиардов долл. США. За 15 лет рыночные цены по этим активам могут и выйти на этот уровень, если подключить какую-нибудь государственную программу или государственный заказ. Но ведь это будут цены уже 2025 года. О какой сохранности настоящей стоимости активов может идти речь. Да и хватит ли государственных заказов на все такие проекты? Ответ однозначный, нет. Государственный заказ нужен сейчас не в «облегченных» капитальных вложениях в сфере досуга, развлечения и неосязаемых услуг, обслуживания потребления государственного и личного секторов, а в сфере производства, создания добавочной стоимости в нефтепереработке (Верхотурье), лесопереработке (Новая Ляля), металлообработке (Нижний Тагил). Витрину для произведенного продукта (проект «ЭКСПО-2020») сделает предприниматель, там не нужен государственный заказ.

А вывод в этом бюджетном маневре один: инвентаризация негосударственных пенсионных фондов и временная мобилизация средств на счетах Пенсионного фонда РФ — это инвентаризация забалансовых обязательств портфелей доверительных управляющих перед гражданами младше 1967 года и поверка соответствия качества активов размещенных пенсионных накоплений заявленным инвестиционным декларациям доверительных управляющих. Возможно, что такая мобилизация необходима и для сбалансированной индексации активов Пенсионного фонда в соответствии с ежегодным повышением пенсионных прав, приобретенных в «советское время». Никакой угрозы для пенсионных накоплений нет.

Другие материалы по теме: