Статьи

«Вот такая рыба»: перспективы интернет-телевидения в Екатеринбурге

16 июль 2013 (16:21)

Замедление роста телевизионной аудитории и взрывной рост числа пользователей интернета, что не первый год наблюдается в России, не могло не заставить телекомпании обратить внимание на Сеть. Представители телеиндустрии осознали, что интернет дает новые возможности, но вместе с тем несет и угрозы, однако тот, кто раньше начнет работать в этой среде, быстрее получит опыт и преимущества. В Екатеринбурге, как, впрочем и в мире в целом, телекомпании пытаются найти нишу, которую в будущем займут в Сети. Пока же они только предпринимают попытки четко определить понятие интернет-телевидения и сделать его востребованным для аудитории, что получается далеко не всегда.

Фото предоставлено пресс-службой администрации ЕкатеринбургаФото предоставлено пресс-службой администрации Екатеринбурга

12 июля в рамках международной выставки «Иннопром» на стенде Екатеринбурга прошла дискуссия на тему: «Интернет-телевидение в Екатеринбурге: перспективы развития». Свое мнение высказали персоны, которые напрямую связаны с данной темой: директор телекомпании «4 канал» Алена Вугельман, глава «Студии-41» и ЕТВ (Екатеринбург-ТВ) Владимир Злоказов, директор интернет-телевидения ИА «Новый регион» Майя Пакулова и заместитель главы администрации города по информационной работе Сергей Тушин. Модератором дискуссии выступил известный телеведущий Евгений Енин.

«Пользуясь случаем, я хочу наконец-то получить определение — что такое интернет-телевидение? Я не знаю. Определять интернет-телевидение по способу доставки сигнала сейчас невозможно, по месту просмотра — тоже, хоть через телефон смотри, но мы же не называем это телефонным телевидением», — задался вопросом модератор.

«Интернет-телевидение — это не способ доставки, а прежде всего работа в новой медийной среде, с теми возможностями, которые предоставляет интернет. Это совсем другое медиа. Какого-то примера успешного интернет-телевидения ни в Екатеринбурге, ни в России, ни даже в мире не существует. Все сейчас находятся в стадии эксперимента, поиска способа работы с аудиторией. Мы только в самом начале пути», — считает Владимир Злоказов.

Точного определения понятия пока не существует, но эксперты отмечают, что у него есть свои особенности.

«Интернет-телевидение — это ТВ, сделанное для пользователя интернета, с учетом его психологии восприятия. У человека, который сидит в Сети, другой способ восприятия информации и с учетом этой особенности нужно делать интернет-телевидение», — сказала Алена Вугельман.

Примечательно, что далеко не вся аудитория традиционного телевидения является аудиторией для интернет-ТВ, пользователю которого, по мнению директора «4 канала», важна позиция канала или передачи.

По словам же Владимира Злоказова, сейчас даже ЕТВ является больше обычным телевидением, чем интернет-ТВ. Сеть пока используется как мобильный способ доставки, при котором не нужны провода и большая студия.

Представитель городской власти рассказал, как над этим направлением работают в администрации.

«На официальном интернет-ресурсе мы экспериментировали, выкладывая ролики на сайт. Конечно, это не интернет-ТВ, а некий суррогат: нам было интересно посмотреть, какая будет аудитория, ведь пользователь мог в полном объеме получать новости. Мы убедились, что это никому не нужно: средняя аудитория составляла 15-20 человек, и я понимаю, что это были представители медиа-сообщества», — рассказал Сергей Тушин, отметив, что все поддаются восприятию, вместо того чтобы самим формировать его.

Кроме того, замглавы города дал туманное и оригинальное определение интернет-телевидения.

«Нишевое ТВ под очень специфическую аудиторию. Вот такая рыба» — показал чиновник пальцами одной руки. По его словам, через пять лет в администрации планируют пять часовв день показывать свою работу в режиме онлайн.

Майя Пакулова отметила, что разговор об интернет-ТВ — это прежде всего разговор о разной аудитории. «О ком мы говорим? для нас телевидение — это визуализация текстов, новостей, фактов». Читает человек новости, смотрит фильмы или слушает музыку, он приходит в Интернет с одной-единственной целью — потратить свое время», — добавила эксперт.

Кроме того, по словам Владимира Злоказова, надо работать в двух направлениях, которые рано или поздно сольются, и способ потребления контента будет определять устройство.

«Думаю, что не компьютер победит телевизор — а некое устройство с большим экраном и множеством возможностей. Планшеты будут использовать для мобильного потребления информации, а ноутбуки — для работы. Не нужно забрасывать большие формы, нужно смотреть вперед, на развивающиеся платформы, искать востребованный тип контента», — добавил глава «Студии-41», считающий, что в конечном итоге содержание будет однотипным.

Совершенно иное мнение высказала Алена Вугельман, которая отмечает, что интернет-ТВ — это другие технологии, подразумевающие возможность вмешательства в контент.

«Я могу заинтересоваться книгой, которую обсуждают по телевизору. Нажимаю — на пол-экрана выходит информация о книге, которую можно полистать и посмотреть. Не хочу читать — снова возвращаюсь. Это другие возможности, поэтому продукт и будет другим», —
привела пример глава «4 канала».

В целом интернет для традиционного телевидения является возможностью, которую пока неизвестно, как точно использовать, считает глава «Студии-41». Алена Вугельман также считает, что это возможность, но с другой стороны, и проблема индустрии.

«Сейчас в Екатеринбурге в частности и в других регионах интернет-телевидение пытаются делать как раз «телевизионщики». То есть мы со своим восприятием, со своими, извините, шаблонами, приходим в Интернет. А это совершенно другая среда!», — подчеркнула телеведущая.

По мнению Владимира Злоказова, обычные телеканалы сохранятся еще десятки лет. Аудитории традиционного и интернет-телевидения сильно различаются, особенно разной психологией восприятия. К тому же пока очень сильна привычка к обычному телевидению. Как считает Майя Пакулова, и через 50 лет будут люди, которым нужно обычное ТВ — «картинка». Пока же, резюмируя высказывания участников рынка, можно повторить,что нет не только четкого определения аудитории, но и самого понятия интернет-телевидения, будущее у которого, впрочем, несомненно есть.

Другие материалы по теме: