Уральский федеральный университет всегда претендовал на лидерство среди вузов России и не раз заявлял во всеуслышание о своих грандиозных дорогостоящих проектах. Все, что в последнее время заявляется об УрФУ, создает вокруг него ореол финансового благополучия и успеха. Однако корреспонденту УрБК удалось поговорить с одним из преподавателей, который рассказал о том, что достаток и процветание — лишь фасад, внешний облик, созданный искусственно. По его словам, на самом деле вуз переживает финансовый кризис.
«У нас достаточно сложное положение с финансами. Существует дефицит бюджета. Видимо в связи с этим руководство решилось на ряд таких мер, как увольнение преподавателей, закрытие филиалов, снижение заработной платы персонала и повышение оплаты за обучение», — заявил преподаватель, работающий на одной из кафедр УрФУ.
Он отметил, что информация, которая появляется о вузе в СМИ не отражает того, что реально происходит в вузе. Это неудивительно, ведь об этом вслух не говорит никто. По его словам, ректор УрФУ Виктор Кокшаров в своих докладах так приукрашивает действительность, что повергает преподавателей в шок.
Например, в своем докладе «Итоги I этапа Программы развития и задачи на предстоящий период» он утверждает, что профессорско-преподавательский состав УрФУ снизился только на 5%, при этом отношение заработной платы в УрФУ по итогам первого полугодия 2012 года к средней заработной плате региона составило 150%.
Но преподаватель, с которым удалось поговорить корреспонденту УрБК, заявил о том, что у основной части персонала, работающего в УрФУ, зарплата снизилась примерно в 2,5 раза, а уволенных и уволившихся намного больше. По его словам, вуз слишком много денег тратит на PR и на повысившуюся резко зарплату административному аппарату.
Однако ректор в своем докладе говорит об обратном. Из его презентации, которая выложена на сайте УрФУ ясно видно, что на продвижение имени и программ университета уходит всего 5% бюджета вуза.
«Основные акценты в расходовании средств были сделаны на формировании набора конкурентоспособных образовательных программ и на приобретении оборудования для обеспечения потребностей научно-исследовательской и инновационной деятельности, образовательного процесса, а именно — 68% бюджета», — заявляет в своем докладе ректор.
По словам преподавателя, на самом деле бюджетное финансирование УрФУ снизили и на студентов, и на науку. Он заявил, что экономить в университете начали не на том, на чем следовало бы. По его мнению, вуз зря тратится на свою газету, которая отличается дорогой полиграфией, но не несет полезной для студентов информации.
В своем выступлении руководитель вуза приводил много цифр. Например, он заявил, что в УрФУ на 31 декабря 2012 года объявлен ряд специальных процедур на поставку научного оборудования на сумму около 482 млн руб., а общий объем средств, потраченных на научно-исследовательскую деятельность в 2012 году, составил 754 млн руб.
Но по мнению преподавателя, некоторые институты фактически грабят, не оставляют деньги ни на инновации, ни на развитие. При этом многие преподаватели потеряли существенную часть заработка в связи с тем, что УрФУ взял курс на сокращение количества представительств и филиалов, где они читали лекции и проводили семинарские занятия.
«У нас теперь денег нет, потому что меньше стало того, что объективно приносило доход. При Набойченко у УПИ было больше 50 филиалов и представительств по России и даже за рубежом, осталось 14 филиалов, а с 1 сентября — 12. Все закрыли. Даже более того, один из руководителей мне сказал, что филиалы УрФУ не нужны — 2 останется и хватит, потому что они не могут обеспечить соответствующий уровень образования. А то, что при этом эти филиалы обеспечивали развитие территории и давали возможность студентам получить образование — это никого не волнует уже», — заявил преподаватель.
Также преподавателей вуза возмутило то, что вместе с сокращением представительств вуза в регионах, администрацией было принято решение не отправлять преподавателей в командировки в оставшиеся филиалы, а проводить для студентов из провинции он-лайн лекции. По мнению работников УрФУ, несущих в провинцию свет знаний, экономия со всего этого мероприятия является незначительной, а эффективность обучения снизилась с учетом того, что в некоторых населенных пунктах, где живут студенты, не то, что Интернета, а сотовой связи еще нет.
Также собеседник УрБК рассказал, что еще одной своеобразной экономией средств для руководства вуза стала отставка Станислава Набойченко.
«Увольнение Набойченко с поста вызвало шок у большинства преподавателей. Мне пояснили, что это для экономии средств, сказав, что толку от него мало и якобы он — «проект с отрицательной доходностью». Заявили о том, что еще ряд подобных сокращений проведут. Но опять же проректоров все больше, сейчас собираются 1 или 2 новых проректоров завести», — заявил преподаватель.
При этом преподаватель утверждает, что такая экономия не вытащит вуз из той финансовой ямы, в которую он попал. Наоборот, он полагает, что ситуация будет усугубляться благодаря не только политике местного руководства, но и федерального.
«Вовсю идет уменьшение часов по новым стандартам. При этом с пятилетней системы образования мы переходим на 4 и 6 лет. 70—80% студентов будут на бакалавриате. Это в дальнейшем приведет к снижению качества образования. Ректор говорит в узком кругу, что нас обманули, то есть не надо все валить на него, хотя он виноват, конечно, и его сподвижники. У нас ухудшилось финансирование от государства. Как вы знаете, финансирование вузов снизилось по всей стране. Но была надежда, что к нам как к федеральному университету будет особое отношение. На самом деле — нет», — рассказал преподаватель.
По мнению преподавателя, у вуза уже нет денег для того, чтобы делать деньги. И эту проблему решают не самым эффективным способом. Потому что, по его мнению, сокращение штата преподавателей и «раздувание» административного аппарата в условиях уменьшения федерального финансирования — это не выход. Преподаватель считает, что эту ситуацию можно приравнять к финансовому провалу вуза.
Таким образом, в среде преподавательского состава УрФУ появились опасения за его будущее. Обращаясь в средства массовой информации, работники вуза просто пытаются найти поддержку извне. По мнению преподавателей, общественность должна обратить внимание на то, что скрывается в вузе и в системе образования в целом, за цифрами и громкими словами, которые высказываются с трибуны.