«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Дело врачей Екатеринбурга и области
А ещё говорят, что у нас нет доверия к власти. На протяжении последних недель журналисты всячески напрягают свои умы, пытаясь углядеть разумное зерно в действиях областного Минздрава, планирующего забрать у Екатеринбурга его медицину. Мол, не может же не быть доводов и аргументов за это! Там же взрослые, образованные люди. Профессионалы! Они клятву давали!
Увы, задача оказывается нерешаемой. Раз за разом повторяется одна и та же картина: оказавшись в прямом эфире, чиновники Минздрава не могут сказать по означенному вопросу ничего внятного. Иногда говорят что-то туманное про пользу «единого начала». Или предстают нерассуждающими служаками: закон есть закон, надо выполнять. То ли закона они не читали, то ли врут: ведь федеральный закон, на который все ссылаются, допускает 2 варианта — региональные власти могут забрать здравоохранение под себя, а могут своим решением оставить его в ведении муниципалитета.
Невооружённым взглядом видно, что нынешние структуры Минздрава к расширению фронта своих работ не готовы. Нельзя деликатничать, когда вопрос стоит о жизнях людей, поэтому скажем прямо: они не могут справиться с тем хозяйством и обязанностями, что есть уже сейчас. За провалом с поставками детского питания последовал аналогичный провал с обеспечением лекарствами льготных рецептов, который стоил региону жизней тысяч людей, так этих лекарств и не дождавшихся.
Абсолютно на ровном месте был создан кризис с онкобольными и диабетиками в Екатеринбурге. Лечение первых вдруг начали «перебрасывать» в ОКБ № 1, хотя многие годы с этим успешно справлялась одна из муниципальных клиник, а чтобы расчистить место, в ОКБ спешно закрыли мощности по лечению диабетиков. Невольно вспоминается сцена из старой французской комедии, где придурковатый король говорит на поле боя: «Центр у нас будет на левом фланге, левый фланг — на правом, а правый фланг мы поставим в центре». Увы, тяжелобольным не до комедий. Их буквально убивает само вот это хождение из угла в угол, ощущение, что они везде обуза. Не до смеха и сердечникам, которым в «скорой» уже начинают говорить: мы вас спасти не можем, ибо есть приказ министра…
Что будет с отлаженным механизмом екатеринбургской медицины, если он попадёт в руки такого министра, таких чиновников? Логично предположить — всё очень быстро придёт в такой же хаос, и наши нынешние претензии к екатеринбургским больницам будут вспоминаться с горькой усмешкой — вот ведь, счастья-то своего не знали. Тем более что, похоже, эта структура своих ошибок признавать не способна. Никто из сотрудников министерства за эти недели не заявил о своем несогласии с министром, не подал в отставку. Пресс-секретарь министерства гордо заявляет «Я спасаю жизни людей» и распространяет информацию, что высокая рождаемость в Екатеринбурге объясняется чуть ли не единственно тем, что здесь находятся областные профильные учреждения, а муниципальные медики — ну, так, получается, чисто покурить вместе зашли.
Иного пути, увы, нет в принципе. Единство ведомства подразумевает единые подходы к управлению и финансированию. То есть больница в Екатеринбурге и в Таборах будут финансироваться на равных. Таборинцев, возможно, такой подход порадует. А вот екатеринбуржцев — сомнительно. У муниципалитета не будет оснований и возможностей ни развивать, ни даже содержать эту сферу; а у области кроме Екатеринбурга ещё под сотню муниципалитетов; к тому же прозвучало, что значительные суммы пойдут на создание неких межмуниципальных центров. Мы это уже проходили: под лозунгом «здесь и так хорошо» деньги будут отправляться в глубинку. Притом, что будут, вполне вероятно, потрачены впустую, поскольку уже сейчас концепция этих межмуниципальных центров вызывает большие сомнения. С переводом екатеринбургского здравоохранения в область прекратят своё действие муниципальные программы по бюджетной поддержке медицинских работников — в том числе связанные с улучшением жилищных условий.
Очевидно, что ключ к решению проблемы здравоохранения в целом по региону находится в двух плоскостях. Есть качественное здравоохранение, умелое им распоряжение в отдельно взятом Екатеринбурге — надо дать этой доказавшей устойчивость системе возможность развиваться и далее на собственной основе, добавляя свой интерес, реализуя совместные проекты. Есть периферийная медицина, где проблема гоняется за проблемой — освободившись от мнимых забот о Екатеринбурге, можно сосредоточить все силы на её поднятии. При этом передовое здравоохранение областного центра было бы поддержкой для всей медицины региона, его научно-практической базой, где каждый уралец мог бы получить своевременную помощь, консультацию, и любой врач повысить свою квалификацию.
Переход на одноканальное финансирование здравоохранения из средств территориального Фонда обязательного медицинского страхования, да, предполагает, что любой житель области может обращаться за медицинской помощью в любое лечебное учреждение, к любому врачу. Замечу, не только житель области — в Екатеринбург может обратиться, но житель Екатеринбурга — к врачу в глубинку. И на это законное право граждан никто в Екатеринбурге — ни власть, ни жители, ни медицинское сообщество — не посягает; более того, это приветствуется как стимул для качественного здравоохранения.
Вопрос лишь в том, надо ли в реализации закона об «одноканальном» финансировании механистически унифицировать и всю структуру здравоохранения? Если закон позволяет оставить полномочия по медицинской помощи за муниципалитетом — мы говорим о Екатеринбурге, который однозначно с возложенными обязанностями справится, — почему не принять это разумное решение? В других городах, посёлках, где только региону под силу управлять медициной, — там разумным будет такое решение.