«Коммерсантъ», Ксения Дементьева и Полина Смородская: Депозитарная безответственность
Вслед за раздуванием банками капитала с помощью «зеркальных» векселей ЦБ объявил войну фиктивным ценным бумагам. Чтобы не допустить увеличения банками капитала за счет псевдоакций и псевдооблигаций, регулятор намерен разработать собственные критерии доверия к депозитариям, которые учитывают ценные бумаги. Деятельность депозитариев подлежит регулированию со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), однако в ЦБ, по всей видимости, не считают, что все участники этого рынка заслуживают доверия.
Вчера директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский сообщил, что Банк России намерен бороться не только с раздуванием капитала с использованием «зеркальных» векселей (векселя с одинаковыми реквизитами, обнаруженные на балансах нескольких банков), но и с фиктивными ценными бумагами. По словам господина Симановского, ЦБ выявляет схемы не только с использованием векселей, но и с акциями и облигациями, которых на самом деле не существует, однако банки отражают их на своих балансах, используя выписки из недобросовестных депозитариев. «В целом по банковской системе на зеркальные векселя и фиктивные ценные бумаги приходится около 1% активов,— отметил господин Симановский.— Для системы в целом это немного, но у ряда банков объем таких бумаг ощутим, поэтому мы в настоящее время работаем над тем, чтобы блокировать их использование».
По словам господина Симановского, нормативные акты, которые позволят ограничить раздувание банками капитала с использованием фиктивных бумаг, появятся в ближайшие несколько месяцев. Бороться с фиктивными ценными бумагами регулятор намерен примерно тем же методом, что и с «зеркальными» векселями. Его суть сводится к тому, что при выявлении «зеркальных» векселей регулятор будет требовать от банков, отражающих бумаги с одинаковыми реквизитами на балансе, подтверждения их подлинности от эмитента. Если банк не сможет представить документы, ему придется сформировать 100-процентные резервы по сомнительным бумагам и вычесть соответствующие позиции из капитала.
Для подтверждения подлинности акций и облигаций, учтенных на балансе банка, потребуется подтверждение от депозитария, где они учтены. Однако ЦБ готов доверять далеко не всем депозитариям, несмотря на то что эта деятельность требует лицензирования и регулируется ФСФР. «Мы разработаем собственные критерии, и лишь выписка из депозитариев, полностью им соответствующих, будет расцениваться как подтверждение подлинности бумаг,— пояснил господин Симановский.— Если же депозитарий не соответствует нашим критериям, то банку придется, как и в случае с «зеркальными» векселями, доначислить резервы и уменьшить капитал». Какие параметры будут использованы для оценки депозитариев, господин Симановский не уточнил, отметив, что они находятся в стадии разработки.
Поводом для того, чтобы регулятор решил разработать собственные критерии оценки депозитариев, стали в том числе нарушения, выявленные после банкротства банков финансовой группы Матвея Урина (Славянский банк, Донбанк, банк «Монетный дом», Уралфинпромбанк, Традо-банк). В декабре прошлого года глава ЦБ Сергей Игнатьев заявлял, что часть активов Славянского банка и Традо-банка была украдена, а собственники банков использовали схему вывода активов через фальшивую покупку ценных бумаг, а на выведенные деньги покупали новые банки. При этом сам банк—покупатель ценных бумаг получал выписку из депозитария о том, что он владеет реальными бумагами первоклассных эмитентов, например акциями «Газпрома». На самом деле такого депозитария не существовало, а указанный адрес его регистрации был вымышленным. Таким образом, у банков не было ни денег, ни бумаг. Аналогичная схема использовалась собственниками банка ВЕФК, который был санирован в кризис. «Учитывая, что такие ситуации неоднократны, мы считаем, что необходимы дополнительные критерии отбора депозитариев, выпискам которых мы можем доверять»,— отметил господин Симановский.
С необходимостью повышения контроля над деятельностью депозитариев согласен и глава ФСФР Владимир Миловидов. «Мы выступаем за повышение ответственности работы депозитариев, в том числе путем повышения минимальных нормативов собственных средств профучастников»,— заявил он «Ъ».
Участники рынка не возражают против введения ЦБ дополнительных критериев отбора депозитариев для работы именно с банками, хотя и считают этот шаг излишним. «Банк вправе выбирать контрагентов в соответствии с собственными требованиями и требованиями регулятора,— говорит гендиректор специализированного депозитария «Инфинитум» Павел Прасс.— Но, на мой взгляд, такие критерии доверия излишни, ведь лицензия на депозитарную деятельность должна перекрывать соответствующие риски».