«Коммерсантъ», Александр Мазунин, Виталий Гайдаев и Дмитрий Ладыгин: Доходный уход
Декабрь прошлого года перечеркнул все надежды на восстановление рынка коллективных инвестиций. Зафиксировав прибыль, полученную из-за роста рынка акций, пайщики за декабрь забрали из открытых фондов более 1,5 млрд руб., в результате по итогам года открытые ПИФы зафиксировали отток средств — около 400 млн руб. Управляющие уходят в минус третий год подряд и не спешат стимулировать будущих пайщиков рекламными кампаниями.
По оценке «Ъ», основанной на данных InvestFunds, декабрь стал самым разорительным месяцем в прошлом году для индустрии открытых паевых фондов. Отток средств из фондов превысил 1,5 млрд руб., сведя на нет все достижения предыдущих месяцев. В результате по итогам года чистый отток средств из открытых фондов составил около 400 млн руб. Таким образом, третий год подряд индустрия коллективных инвестиций продолжала терять инвесторов. Впрочем, в предыдущие годы отток был гораздо сильнее. По данным InvestFunds, в 2008 году он составил 16,5 млрд руб., а в 2009-м — 11,7 млрд руб.
Вывод средств затронул в первую очередь крупнейшие фонды акций. В общей сложности у фондов, инвестирующих средства преимущественно в эти ценные бумаги (в том числе индексные фонды и фонды смешанных инвестиций), потери составили почти 2,1 млрд руб. Участники рынка объясняют агрессивное поведение пайщиков достижением к концу года российскими фондовыми индексами локальных максимумов (с июля—августа 2008 года). Всего за 2010 год ведущие российские индексы выросли на 23%, причем в декабре рост составил 10%. По словам управляющего директора «Тройки Диалог» Олега Ларичева, на решения пайщиков оказал влияние не факт конца года, когда многие уезжают в отпуска или готовят дорогие подарки, а достижение фондовыми индексами двухлетних максимумов. «Часть инвесторов предпочла зафиксировать прибыль,— отмечает эксперт.— Причем среди них были и те, кто несколько лет сидит в фондах, и те, кто входил в прошлом году».
При этом на рынке были и исключения: фонды, ориентирующиеся на эмитентов потребительского сектора, в декабре выиграли, в них пайщики принесли почти 600 млн руб. Кроме того, перевод части средств в фонды облигаций (около 500 млн руб.) также скрасил безрадостную картину конца года. Участники рынка ожидают возврата средств в начале этого года. По словам господина Ларичева, «похожая ситуация была в апреле 2010 года, когда пайщики выходили из фондов акций, но уже летом и осенью возвращались обратно».
Представители управляющих компаний нередко говорили о росте интереса к рынку коллективных инвестиций в связи с падением ставок по банковским депозитам. Этот процесс идет. Однако подстегивать интерес новых клиентов затратными рекламными кампаниями, как это было до 2008 года, никто не спешит. «Пока говорить о какой-то устойчивой тенденции интереса к ПИФам нельзя, следовательно, и рекламные кампании пока преждевременны»,— говорит гендиректор управляющей компании «Атон-менеджмент» Виталий Сотников. В прошлом году месяцы, когда фонды показывали притоки средств пайщиков, сменялись периодами оттока. Господин Сотников добавляет, что розничные клиенты все еще не так активны, как это было до кризиса, и в этих условиях затраты на рекламу не будут эффективными. Это особенно заметно в условиях импульсивного действия пайщиков — в случае обновления локальных максимумов они спешат фиксировать прибыль, не надеясь на долгосрочный устойчивый рост рынка.
В таких условиях управляющие компании нацелены на кропотливую работу среди потенциальных клиентов. Причем стратегии могут различаться диаметрально, в зависимости от былых достижений компаний. Так, по словам начальника управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитала» Александра Бару, в условиях, когда рынок коллективных инвестиций еще не встал на ноги после кризиса, «управляющие будут уделять больше внимания не ритейлу, а другим направлениям, которые приносят более «легкие» деньги, например private banking». Вместе с тем, по словам гендиректора «Пионер Инвестмент Менеджмент» Елены Логиновой, гораздо эффективнее выстраивать отношения с дистрибуторами — в идеале это банки, которые будут продавать ПИФы вместе с банковскими продуктами.