«Уральский рабочий» и Олег Шаргунов: До и после Чернецкого
Что ждет Екатеринбург в ближайшем будущем
Столица Среднего Урала ненадолго оказалась в уникальном временном промежутке — экс-мэр Аркадий Чернецкий стал сенатором Совета Федерации, нового главу народным избранникам еще предстоит утвердить. О прошлом мегаполиса и его будущем, Стратегическом плане развития города, перспективах лоббизма и подводной лодке на городском пруду размышляет заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский.
Старт был у всех один
Давайте вспомним начало 90-х годов прошлого века. И сравним современные достижения трех городов: Свердловска, Челябинска и Перми. Тогда все три мегаполиса находились в равных условиях — промышленные центры-миллионники, вся инфраструктура, вся жизнь которых «завязана» на индустриальные и оборонные предприятия. И ситуация, возникшая в них, была одинакова: нарушение экономических связей, отсутствие государственного заказа, безработица, пустые полки в магазинах, долги по зарплате. И из этого «болота» надо было как-то выбираться.
Тогда и родился Стратегический план развития Екатеринбурга. Команда Аркадия Чернецкого сделала ставку на диверсификацию экономики, тогда как соседи — на сохранение традиционных производств. Нужно было отказаться от советской модели, когда власть решала: здесь мы строим завод, вокруг город, в котором будут жить рабочие и их семьи, при этом до развития социальной сферы руки практически не доходили. Жители были, как экономический фактор, производственный ресурс, не более. Первой задачей стало вытянуть Екатеринбург из этой порочной системы, тем более она тогда уже еле дышала, и создать новую, где были бы развиты все сферы жизни — не люди для экономики, а экономика для людей. Созданием Стратегического плана занимались, помимо специалистов администрации, представители бизнеса, общественности, науки. Процесс разработки стал своего рода фиксированием общественного согласия по ряду ключевых в развитии Екатеринбурга направлений.
Причем и сегодня этот документ — не застывший монолит, в него вносятся коррективы и изменения, вызванные жизненной необходимостью и целесообразностью. Но главная цель — сделать город мегаполисом мирового уровня — остается неизменной. И это подразумевает, что граждане мира будут знать в России не только Москву и Санкт-Петербург, но и Екатеринбург.
Собаки лаяли, а караваны шли…
Когда начались все эти преобразования, администрацию города не ругал только ленивый. Екатеринбург называли сборищем торгашей и банкиров с пейджерами. Любое решение руководства вызывало бурную критику. Планам немного помешал дефолт 1998 года, однако и он не смог остановить реформы.
В результате к 2005 году советский Свердловск изменился до неузнаваемости. В городе уверенно встал на ноги крупный бизнес, появились развитый банковский сектор и малое предпринимательство. При этом за его пределы было выведено практически все вредное производство, но сохранен интеллектуальный потенциал военно-промышленного комплекса. Заметно улучшилась экология: анализ проб грязи с городских улиц сегодня показывает, что в ней промышленных выбросов от силы 10%, остальное — нефтепродукты, асфальт, резина. Екатеринбург завершил реформирование и получил возможность для дальнейшего успешного развития.
Я не утверждаю, что наш мэр, как волшебник, все это сделал лично сам и никто более. Я считаю, что главным достижением команды Аркадия Чернецкого стало создание системы, при которой власть, общество, коммерческие структуры и промышленность успешно друг с другом взаимодействуют и поддерживают друг друга. Отсюда и такие результаты. Проекты, которые реализуются сегодня в Екатеринбурге, на 80% финансируются не из городского бюджета, а за счет частных инвестиций.
Угроза низких тарифов
К сожалению, коммерческие предприятия пока неохотно идут в такой сектор, как жилищно-коммунальное хозяйство. Возможно, это происходит по причине сдерживания тарифов. От этой политики надо уходить, любые льготы, по сути, это страшные враги любой отрасли, они способны загубить и ЖКХ и транспорт. Нужно бороться не за неоправданно низкие и экономически необоснованные услуги, а за повышение платежеспособности горожан.
Простой пример: мы все привыкли жаловаться на низкое качество воды из водопровода. При этом стоимость ее составляет 20 рублей за кубометр. И в то же время бутилированная вода в магазине стоит столько же за литр. Совершенно логично, что из-под крана за такие деньги качественная вода литься не может. Чтобы она была уровня питьевой, нужна соответствующая инфраструктура — все чугунные ржавые трубы, доставшиеся городу от советской власти, нужно заменить на современные, поставить очистные сооружения последнего поколения. А для этого требуются серьезные денежные вливания.
Такая же история и с городским транспортом: можно сделать дешевый проезд и через некоторое время получить парк разбитых машин, еле передвигающихся и загрязняющих воздух.
Ментальность надо менять
Развитие Екатеринбурга невозможно без повышения культуры горожан, осознания ими, что это их город, и от их личного участия многое зависит. Мы можем бесконечно облагораживать территорию, но если каждый будет мусорить даже понемногу — Екатеринбургу никогда не стать мегаполисом европейского уровня. Посмотрите, что только не летит из окон автомобилей, когда люди вечером едут домой с работы: окурки, шелуха семечек, обертки, бутылки… У себя же дома никто так делать не будет! Остекленные остановочные комплексы разбивают с завидной регулярностью, на новые, отремонтированные фасады домов наносятся граффити! В нашем мышлении должны произойти серьезные изменения, чтобы такое стало невозможным и чтобы всегда находились люди, которые бы указали варвару на недопустимость подобного поступка.
Необходимо воспитывать гордость за свой родной город. Например, есть отличная идея на территории трамвайного управления на улице Фрунзе открыть технологический музей, куда следует собрать станки и машины, начиная с демидовских, танки, пушки, произведенные на Урале, буровые установки, трамвай — все то, чем мы должны гордиться. Чтобы горожане могли показать своим детям историю Екатеринбурга на конкретных примерах. А в городском пруду неплохо бы после списания установить атомный подводный крейсер «Екатеринбург» с ракетами, начинка которых сделана нашими учеными и конструкторами.
Кстати, справедливости ради, стоит отметить, что культура наших жителей с каждым годом возрастает. Вспомните, сколько стекла и пустой тары оставалось в центре после Дня города или Дня молодежи лет 10 назад и сколько сейчас. Конечно, и техника для уборки сегодня другая, и количество установленных урн возросло, но все равно отмечу, что мусора стало заметно меньше.
«Топливный» кризис
Сегодня у Екатеринбурга в сравнении с другими региональными центрами существует один конкурентный недостаток — отсутствие серьезной федеральной финансовой поддержки. Она необходима для дальнейшего развития — строительства метро, микрорайона «Академический», транспортных развязок, ремонта дорог.
В Казань, например, вкладываются огромные федеральные деньги, но средняя заработная плата там меньше, чем у нас. Наш город, по сути, является локомотивом региона, он дает жить и развиваться не только себе, но и огромной территории вокруг — десятки тысяч людей едут каждый день на работу со всей области. По социально-экономическим показателям, по которым принято мерить эффективность работы руководства: соотношение рождаемости и смертности, средняя зарплата, количество построенного жилья — по ним Екатеринбург на первом месте в России. То есть мы доказали свое умение работать, как говорится, счет на табло. Но для дальнейшего полноценного развития локомотиву нужна «федеральная солярка». Иначе «на дровах» он поедет еле-еле, да и повезет немного.
И тот факт, что Аркадий Чернецкий с поста мэра ушел работать в Совет Федерации, внушает оптимизм. Город получил мощнейшего лоббиста, который досконально знает, что, сколько, куда и для чего требуется. У нас появился сильнейший ресурс для работы с Москвой по привлечению финансовых средств и крупного бизнеса.
О ближайшем будущем
Я уверен, что Екатеринбург будет одной из точек развития страны, территорией, которая формирует и привлекает жить и работать талантливых и неординарных людей, как я их называю — генераторов, тех, кто что-то придумывает, изобретает. Привлекать их необходимо не только бытовыми условиями и большими деньгами, но поставленными масштабными и интересными задачами — после войны люди жили бедно, но зато делали ракеты, летающие в космос, настолько всех захватила грандиозность проекта.
Нам еще многое необходимо сделать, причем в разных сферах. Когда меня спрашивают, что важнее, хоккей или балет, я отвечаю — нужно все. Поэтому в рамках Стратегического плана у нас реализуется более семидесяти проектов по различным направлениям. И когда мы их претворим в жизнь, человеку будет не стыдно за рубежом сказать, что он живет и работает, как это ни пафосно звучит, на благо Екатеринбурга.