«АиФ-Урал»: Сепаратизм по-уральски
Екатеринбуржцы отметили 17-летнюю годовщину провозглашения Уральской республики и ее Конституции. В 90-е годы их появление так разогрело политическую активность уральцев, что спустя много лет власти вздрагивают при упоминании «свердловской независимости». Ее «архитекторы», до сих пор находящиеся при полномочиях, стараются не вспоминать события тех лет.
17-летнюю годовщину основания Уральской республики, появившейся одновременно с опубликованной 30 октября 1993 года ее Конституцией, отметили скромно.
Мероприятие, больше похожее на собрание общества «Знание», проходило в подвальном помещении мэрии Екатеринбурга, куда попал корреспондент «АиФ-Урал».
На первый взгляд, было действительно немноголюдно: собрались несколько политологов, депутат-демократ из 90-х, несколько интеллигентного вида граждан да депутат гордумы Леонид Волков. Их всех можно было назвать узким кругом, если бы не несколько блогеров. Их присутствие автоматически расширяло аудиторию собрания до внушительного размера митинга.
Беседа была вполне научной. Однако в политологической стилистике дискуссии проскальзывали слова «уральский сепаратизм», «парад суверенитетов», «независимость от Москвы» и прочие, совершенно исключенные из сегодняшнего политического лексикона. Впрочем, все выступавшие отмечали, что ни тогда, ни сейчас никакого экстремизма в риторике не было и нет. По словам политолога Сергея Мошкина, в начале 90-х Свердловская область была неравноправным субъектом Российской Федерации. Национальные республики вроде Татарстана и Башкирии, резко заявлявшие о суверенитете, имели право более-менее свободно вести свои экономические дела. Средний Урал такой возможности не имел и сильно зависел от Москвы. Поэтому возникшая идея приобрести региональный суверенитет и равноправие имела под собой лишь экономическую подоплеку. Несмотря на это, история Уральской республики закончилась, едва начавшись: конце 1993 года в отставку был отправлен ее автор Эдуард Россель, ставший в будущем губернатором. Никто из его последователей сейчас не любит вспоминать те события.
Стоило ли опасаться «республиканских идей»? «В 90-е годы не существовало угрозы распада России. Была борьба за полномочия, за бюджет, за амбиции, но не за суверенитет и отделение», — отвечает на вопрос политолог Константин Киселев. А по словам его коллеги Сергея Мошкина, к проявлению региональной активности Москве надо прислушиваться, поскольку именно невнимание Центра к проблемам Урала и привело к созданию республики. Но сегодня эта история, по мнению собравшихся, повторяется.