«МК-Урал» и Сергей Мальцев: Свобода Уральских гор
Республика на Урале — залог российского федерализма?
Экс-губернатор Эдуард Россель у свердловчан прочно ассоциируется с проектом Уральской республики. «Сепаратист», — скажут одни. «Зубр уральской политики», — назовут его другие. Но все согласятся с тем, что в историю Эдуард Россель вошел прочно, и в первую очередь благодаря референдуму 25 апреля 1993 года. В минувшее воскресенье в пивном ресторане состоялась необычная «private party». Екатеринбургские политологи, журналисты и общественные деятели попытались еще раз взглянуть на идею Уральской Республики с высоты прошедших 17 лет.
«Де факто» Уральская Республика просуществовала с 1 июля 1993 года, когда свердловский Облсовет провозгласил республику, по 9 ноября, когда Борис Ельцин подписал указ Президента РФ № 1874 о роспуске Свердловского Облсовета (а 10 ноября был подписан Указ № 1890 об отстранении от должности Эдуарда Росселя) и все решения по Уральской Республике были признаны не имеющими силы.
Однако трактовать Уральскую Республику как попытку мини-переворота в стиле: «Они собирались создать собственную армию, деньги и отделиться от Российской Федерации» — как минимум, банально.
— История Уральской Республики успела обрасти мифами и не сколько демонизироваться; между тем это была история не о сепаратизме, а о равноправии, — комментирует один из участников воскресной дискуссии, депутат Гордумы Леонид Волков.
Впрочем, проблема сепаратизма образца 1993 года действительно имела место. Присутствовавший на мероприятии екатеринбургский политолог Константин Киселев развил эту тему более чем глубоко.
— Уральская Республика — сработавший вариант укрепления целостности России, «сдерживания» бюджетного и прочего беспредела республик. Символическую формулу «грозящего сепаратизма» нужно рассматривать именно в этом контексте, — считает эксперт. — Для размышления простой вопрос: при сепаратистских угрозах (которые, на мой взгляд, имели характер шантажа, но не более того) со стороны национальных республик, кого было проще показательно наказать: националов или «безнациональных» уральцев? Мгновенно в качестве показательного примера для «порки» были избраны Россель и Свердловский совет. Чтоб другим, которых наказать было сложнее, неповадно было. В качестве гипотезы. Очевидно, что Уральская Республика не предусматривала и не стимулировала распад России. Об этом говорят все документы. Но я не могу не предполагать иного. Уральская Республика могла рассматриваться региональными властями как запасной вариант на случай распада. Настолько сильным был страх сепаратизма, что все нормальные политики, не желая никакого распада, к нему могли готовиться.
Под конец политолог не преминул слегка шокировать коллег предположением, что в России, как конгломерате государств, был бы гораздо меньшим уровень коррупции и куда большим — уровень благосостояния населения.
Итак, демонизация «сепаратиста» Росселя с повестки была при всеобщем одобрении снята. Что же представляла из себя Уральская Республика как проект?
Дело в том, что в 1993 году велась работа над проектом Конституции РФ, и одно из положений этого проекта гласило, что республики как субъекты Федерации имели просто исключительные права и приоритеты в формировании своего бюджета. Именно тогда родилась идея реструктурировать область в республику. Как говорил Эдуард Россель: «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность».
Как бы то ни было, 25 апреля состоялся референдум по вопросу «о расширении полномочий Свердловской области в социально-экономической сфере до уровня республики в составе Российской Федерации». 83,4% избирателей проголосовали «За».
С 1 июля, после провозглашения республики, Облсовет начал работу над Конституцией республики, Она вступила в силу 30 октября, впоследствии этот документ был использован в разработке Устава области.
14 сентября, на семинаре «Уральская Республика и целостность российского государства» главы Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей подписали заявление о намерении участвовать в разработке экономической модели Уральской Республики на базе областей Урала. Проект нового территориального образования получил условное название «Большая Уральская Республика».
31 октября, Указом № 1 Эдуард Россель принял полномочия губернатора республики, а обязанности правительства республики передал действующему правительству области.
Как ни странно, но Эдуард Россель неоднократно заявлял о том, что президент страны Борис Ельцин в курсе ситуации и претензий не имеет. Однако 8 ноября Облсовет назначил дату референдума по Конституции, выборы губернатора и парламента (12 декабря, на эту же дату был назначен и референдум по Конституции РФ), а на следующий день президент эту структуру распустил.
Между тем дальнейшие события показали, что текст Конституции Уральской Республики пригодился в создании Устава области, республиканский парламент преобразовался в Законодательное Собрание Свердловской области (по сути, не изменив структуру), а кроме того — по некоторым оценкам именно благодаря этому прецеденту в Конституции РФ появился п. 1 ст. 5, о равноправии субъектов Российской Федерации.
Между тем, по мнению участников дискуссии, сама по себе идея Уральской Республики до сих пор актуальна, ведь вопрос нужно ставить шире: о федерализме в России в принципе.
— Те предпосылки, которые существовали в 1993 году, никуда не делись и, более того, сейчас выражены даже еще более рельефно: в первую очередь это дисбаланс в отношениях между Москвой и различными регионами, когда ряд регионов причисляется к высшему сорту, а другие должны довольствоваться вторым или третьим, — заявляет Леонид Волков. — Федерализм в России практически уничтожен, а между тем он чрезвычайно важен.
С одной стороны, финансовая и законодательная самостоятельность регионов может показаться не такой уж и страшной — ведь частично эти тезисы и так реализованы. Но ведь, по словам политтехнолога Сергея Мошкина, следующим вопросом станет реставрация прямых выборов губернатора.