Извержение вулкана в Исландии в апреле стало сигналом не только изменения глобального аэротрафика над Европой, но и предвестником появления нового катаклизма — на этот раз на другом полюсе Старого Света.
Происходящее в Греции лишь обозначило силуэт проблемы стабильности финансовой системы Европы. В зоне евро есть и другие страны, испытывающие аналогичные затруднения, где отношение бюджетного дефицита и государственного долга к ВВП сопоставимо с греческим. Политическим обоснованием напряженности является отсутствие координации действий внутри самой Европы, централизованного органа регулирования экономики и бюджетных отношений. Какой может быть единая валюта без централизованной власти?
В связи с этим следует отметить, что интерес россиян к иностранной валюте в последнее время снижается. Так, спрос на евро за последний месяц уменьшился на 6 процентов, на американский доллар — на 2 процента.
Но так ли велика опасность нового кризиса? Объективно пока что в мировой экономике ничего страшного не происходит, а государства, на самочувствие которых ориентируется весь финансовый мир, ощущают себя вполне комфортно. Китай по-прежнему победно рапортует о подъеме по всем фронтам. Слабость евро гарантирует США низкие процентные ставки.
Иными словами, если бы кризиса в Греции не было, его бы следовало придумать. Ведь по большому счету дешевый евро выгоден и ведущим экономическим державам Евросоюза, и локальным компаниям-экспортерам: конкурентоспособность повышается, что, в свою очередь, поддерживает внутренний рост.
Другой вопрос в том, что создание общеевропейского стабилизационного фонда и активное поддержание ликвидности не разрешают проблему, а лишь откладывают исход, — поэтому реструктуризация долгов неизбежна. Кроме того, рост страновых рисков влияет и на Россию, например, через активизацию оттока капитала из страны. Увеличение стоимости внешних заимствований оказывает давление на рубль, а возникновение трудностей в стане лидеров ЕС может обрушить не только валютные, но и фондовые рынки. Тем не менее есть все основания полагать, что второго глобального кризиса с начала нового столетия удалось избежать. Платой же за спокойствие будет продолжительная консолидация мировых финансовых рынков.