В Екатеринбурге прошел съезд ведущих полиграфологов России и Урала. Под эгидой «Уральского бюро Полиграф» специалисты провели серию семинаров, в ходе которых обсудили современные подходы и методы к проведению проверок на детекторах лжи.
Тестирования на полиграфе в последние годы уверенно вошли в жизнь не только госструктур и правоохранительных органов, но и коммерческих организаций. О том, что такое детектор лжи и чем он грозит бизнесу, корреспонденту ИАА «УралБизнесКонсалтинг» рассказал автор методики экспертиз с применением детектора лжи, бывший сотрудник КГБ-ФСБ, участник расследований убийств Александра Меня, Влада Листьева и Михаила Маневича Александр Сошников.
Один из основателей методики проведения экспертиз с использованием детектора лжи Александр СошниковПо его словам, в основном полиграф используется руководителями компаний для подтверждения лояльности будущих или действующих сотрудников и поддержания надежности персонала на определенном уровне. Если говорить о правоохранительных структурах, то здесь детектор лжи нужен лишь для того, чтобы определить круг подозреваемых и доказать невиновность конкретного человека.
«На самом деле основная работа полиграфолога в таких делах направлена на то, чтобы доказать, что человек не причастен к тому, в чем его подозревают. Не дай бог обвинить невиновного. В этом случае прощения нет полиграфологу», — уверен Александр Сошников.
Доступность исследования на детекторе лжи определяется ценой. Сам аппарат продается свободно, его цена колеблется от 150 до 300 тысяч рублей. А вот найти хорошего специалиста, который бы интерпретировал показания полиграфа, пока сложно. Да и работа с хорошим экспертом достаточно дорогая: тестирование одного человека стоит от 4 до 5 тысяч рублей.
Стоимость полиграфа отечественного производства колеблется от 150 до 300 тыс. рублейВ доказательство этих слов специалисты из «Уральского бюро Полиграф» продемонстрировали принцип работы полиграфолога. Перед сеансом тестирования директор Уральского бюро «Полиграф» Олег Щербатых подробно разъяснил смысл задаваемых вопросов.
«Я буду задавать вам вопросы, в которых будут фигурировать разные имена. Среди них будет и ваше. Вы должны ответить «нет» на все из них, в том числе и когда услышите свое. То есть вам придется один раз соврать», — напутствовал Олег Щербатых, после чего, надев на испытуемого несколько датчиков, начал опрос.
Проверка заняла несколько минут, однако силы, которые потратили как полиграфолог, так и испытуемый, были несоизмеримо больше.
Перед началом сеанса тестирования с испытуемым беседует полиграфологПринцип работы детектора лжи — это фиксирование показателей вегетативной нервной системы, которая работает бессознательно. Любая ложь сопровождается небольшим волнением, которое отражается на этой системе. Полиграф фиксирует эти отклонения, а специалист их интерпретирует.
В целом надежность метода составляет порядка 90—95%. Однако это не означает, что 5—10% испытуемых удается обмануть детектор лжи.
«Можно обмануть начинающего специалиста-полиграфолога, не обладающего необходимыми знаниями. В связи с этим в России есть большая проблема: у нас много школ, где подчас работают некомпетентные педагоги, которые готовят некомпетентных выпускников. Но если допускается ошибка — это не ошибка метода, это ошибка специалиста», — считает Александр Сошников.
Полиграф снимает несколько показателей: пульс, дыхание, потоотделение, давление и так далееСпрос на услуги полиграфологов растет достаточно быстро. Причем спрос с разных сторон — и госструктур, и коммерческих. Тем не менее сами эксперты уверены, что в российских условиях тотальная проверка граждан была бы излишней.
Довольно часто жены просят проверить на детекторе лжи своих мужей, или наоборот.
«Но для специалиста такая практика не очень приятна. Мало кто соглашается участвовать в проверках личного характера, ведь, как правило, когда жена заказывает такую проверку, она втайне надеется, что полиграф оправдает. А это не всегда происходит», — пояснил отношение полиграфологов к семейным разборкам Олег Щербатых.
Впрочем, тестирование на полиграфе всегда проводится только на добровольной основе. Человек может отказаться от проверки на ложь, но в последнее время такое решение принимает всё меньше людей.
«Когда решается вопрос о доступе к какой-либо тайне, при отказе тебе могут не дать этот доступ, но, конечно, не лишить работы. Вообще, если ты устраиваешься на работу, то автоматически принимаешь условия того, кто тебя нанимает, в том числе — и проверку на лояльность с помощью детектора лжи», — резюмировал Александр Сошников.