АвтоКАСКО: на грани выживания
Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает перспективы существования добровольного автострахования в ситуации финансового кризиса.
2009 год стал временем серьезных финансовых потрясений для целых отраслей экономики. Одним из примеров может служить сфера добровольного автомобильного страхования. По оценкам экспертов, в целом отрасль за год «просела» в различных сегментах на 30—60%.
Падение
«Продажи страховых полисов КАСКО у нас сократились в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, на 47% в части договоров и на 54% в части количества страховых выплат», — рассказывает генеральный директор ООО «Страховая компания «Северная казна» Александр Меренков.
«В 2009 году продажи полисов КАСКО сократились примерно на 30% по сравнению с 2008 годом, с соответствующим падением сборов премий. Мы фиксируем снижение спроса с конца 2008 года, когда начался полномасштабный мировой финансовый кризис», — отмечает заместитель начальника отдела андеррайтинга и методологии страховой компании «Согласие» Дмитрий Сляднев.
«Если говорить о рынке в целом, то продажи полисов добровольного автострахования в 2009 году действительно снизились», — говорит директор Уральского РЦ ОСАО «Ингосстрах» в Екатеринбурге Валерий Шелякин.
«Результаты за 2009 год еще не подведены, но предварительно мы ожидаем значительного снижения премий по КАСКО в Екатеринбурге», — считает заместитель директора по партнерским продажам Уральской дирекции РОСНО Татьяна Нефедова.
Причины
Главной причиной стало снижение объемов продаж новых автомобилей. Ведь именно на них приходится до 50% доходов страховых компаний.
«Российский авторынок в 2009 году пережил серьезный спад, объемы продаж сократились на 50—60%, почти до уровня восьмилетней давности. Это напрямую сказалось на объемах сборов страховщиков. Автосалоны, бывшие в недалеком прошлом эффективным каналом сбыта для страховых компаний, в условиях кризиса утратили свои позиции. Более того, многие страховщики в условиях кризиса сделали ставку на наиболее прибыльные, как им казалось, виды, в число которых вошли ОСАГО и КАСКО. Однако низкая диверсификация портфеля не позволила таким компаниям обеспечить себе устойчивые финансовые позиции на фоне возросшего потока обращений за выплатами. В итоге такая политика обернулась оттоком клиентов в более стабильные компании», — пояснил В. Шелякин.
Дополнительный удар по отрасли нанесло снижение объемов автокредитования и лизинговых сделок. Напомним, что наличие полиса КАСКО является обязательным условием получения займа на приобретение автомобиля.
«Спад покупательской активности особенно сильно ударил по Уральскому региону, так как в нашем регионе 70—80% продаж новых автомобилей шло не за наличный расчет, а через механизмы кредитования. Девальвация и рост цен на новые авто иностранного производства на фоне общей неуверенности в финансовом будущем усилили общий спад покупательской способности. Хочу еще отметить, что снижение общей динамики страховых премий по автострахованию может быть результатом не только сокращения продаж автомобилей, но и уменьшения среднего размера страховых премий по этому виду страхования. Многие недобросовестные игроки рынка стали активно демпинговать, неоправданно снижая тарифы для привлечения клиентов», — рассказала Татьяна Нефедова.
Спрос
Коррективы в развитие отрасли внесло и общее снижение платежеспособности населения. «Кому-то из физических лиц урезали бонусы, кому-то — заплату, а некоторые и вовсе остались на улице. Юридические лица также сокращали издержки. В этой связи многие были вынуждены отказываться от КАСКО и искать для себя более экономичные варианты», — отметил Д. Сляднев.
Граждане все реже добровольно страхуют свои машины, особенно уже не новые. Как отмечают специалисты в страховой сфере, в 2009 году резко — на 80—90% — снизилось число застрахованных автомобилей возрастом старше 3 лет. По мнению экспертов рынка, в этом есть определенный экономический резон: часто стоимость ремонта такого авто оказывается ниже стоимости страховки. Определенную лепту в этот процесс внесли и сами страховщики, регулярно занижающие выплаты при ремонте неновых автомобилей.
Одним из немногих сегментов рынка, в котором по-прежнему наблюдается устойчивый спрос на КАСКО, являются дорогие автомобили стоимостью от 1 миллиона рублей и выше. Однако сами страховые компании проявляют все меньшую заинтересованность в подобных сделках. Причина — крайне высокая стоимость ремонта. Практически любой, даже самый незначительный, страховой случай обходится в сумму, превышающую страховую премию. В то же время повышать цены на КАСКО в премиум-сегменте мешает конкуренция.
Стратегии
Стремительное сжатие рынка, падение объемов страхования при высоких выплатах заставляют страховые компании искать пути выхода из сложившейся ситуации.
Одним из них является сокращение внутренних издержек. Компании снижают (часто до нуля) число штатных агентов по продажам, выводя их за штат, уменьшают размер агентского вознаграждения. До 70% составляют сокращения сотрудников внутренних служб компании. От практики разделения полномочий между узкими специалистами страховщики все чаще переходят к стратегии найма немногочисленных специалистов «широкого профиля». Частым явлением в страховых фирмах Екатеринбурга стало снижение зарплат сотрудников.
Неизбежным следствием подобных сокращений становится снижение качества работы с клиентами. Но в кризисной ситуации многие страховые компании сознательно принимают на себя такие риски.
Другим путем решения проблемы является минимизация выплат за счет плотной работы с автоцентрами и автомастерскими. Многие страховые компании имеют прямые договора с автосервисами, благодаря которым получают скидки на ремонт машин. Кроме того, благодаря давлению страховщиков в 2009 году на 20—40% снизилась стоимость нормо-часа ремонтных работ.
Однако, к сожалению, многие компании предпочитают идти по самому простому пути — задерживать страховые выплаты, занижать их размер, отказывать по различным (часто по надуманным) причинам. Об этом свидетельствует практика судов общей юрисдикции: число дел по автострахованию в них в 2009 году выросло более чем в два раза.
Особенно часты подобные случаи при незначительных повреждениях автомобилей. Расчет специалистов страховых компаний прост: из-за суммы в несколько тысяч рублей клиент вряд ли будет обращаться в суд. А без судебного разбирательства получить свои деньги в подобных обстоятельствах достаточно сложно.
Между тем эксперты рынка полагают, что в сложившейся ситуации единственным путем развития рынка станет уменьшение числа его игроков. Согласно прогнозу главы Федеральной службы страхового надзора Александра Коваля, число страховых компаний в 2010 году уменьшится минимум на 100 штук. Часть из них будет поглощена более крупными игроками, часть — обанкротится.