Новости партнеров
08.10.2009

Рынок управления жилищным фондом: перспективы развития

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов.

— Николай Борисович, как можно охарактеризовать ситуацию в сфере энергетики и ЖКХ Свердловской области? Готов ли жилой фонд к отопительному сезону?

— Весь процесс подготовки к отопительному сезону можно разделить на три основных аспекта. Во-первых, это техническая подготовка объектов ЖКХ; во-вторых — подготовка запасов топлива; и в-третьих — наличие или отсутствие задолженностей за ранее потребленные услуги.

В техническом плане к 15 сентября область на 100% готова к отопительному сезону. Все котельные и сети полностью подготовлены.

Если говорить о топливе, то по темпам его завоза ситуация в области складывается лучше, чем в прошлом году. Если год назад были задержки с поставкой угля и мы решали этот вопрос в экстренном порядке, то в этом году поставки идут в срок. Если в 2008 году на это время запас угля был на 43 дня, то сейчас — на 66. Конечно, есть ряд муниципальных образований и сельских поселений, которые ввиду малого бюджета и неопытности руководства готовы в меньшей степени. По этим двум аспектам в целом можно сказать, что область готова к зиме, к бесперебойному отопительному сезону.

Самый сложный вопрос сейчас — это погашение задолженностей за ранее поставленные энергоресурсы. Это очень серьезная проблема, которая решается на самом высоком уровне. Прошлый отопительный сезон мы закончили с совокупным долгом перед энергетиками в размере 8 миллиардов рублей. За лето, благодаря работе администраций муниципальных образований, правительства Свердловской области и нашего министерства, эта задолженность была частично погашена. Только за последние две недели ее удалось снизить более чем на 800 млн. рублей. Сейчас мы работаем над тем, чтобы к 1 октября наиболее крупные задолженности были погашены в большинстве муниципальных образований.

Как бы ни сложилась ситуация с долгами, отопительный сезон будет начат повсеместно, хотя в ряде муниципальных образований, таких как Горноуральский, Ивдель, Артёмовский и некоторые другие, тепло в квартирах появится значительно позже, чем в тех местах, где ситуация с долгами решается оперативно.

— Как Вы считаете, в чем состоит причина проблемы неплатежей за поставленные энергоресурсы?

— Совокупная задолженность складывается из нескольких частей. Во-первых, это вина жителей, которые не оплачивают потребляемые ресурсы. Свою лепту вносят и промышленные предприятия. На некоторых из них существуют долги 2—3-летней давности. Учитывая нынешнюю непростую ситуацию в экономике, взыскание ее становится проблематичным. Во многом присутствует и вина властей муниципальных образований, которые допустили появление и накопление столь серьезных долгов.

Есть вопросы и к отдельным управляющим компаниям.

— Управляющие компании сами становятся источником задолженности?

— Я бы не стал огульно обвинять управляющие компании в целенаправленном формировании задолженности. В подавляющем большинстве случаев долги жителей перед управляющими компаниями значительно больше, чем задолженность управляющих компаний перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. Это означает, что управляющим компаниям приходится платить за должников из средств, собираемых на иные нужды. Понятно, что это выливается в недоремонт жилищного фонда, недоуборку территории, реже осуществляется вывоз мусора.

Есть, конечно, и такие управляющие компании, которые собирают деньги с населения, но не перечисляют их поставщикам топливно-энергетических ресурсов. Их относительно немного. В Екатеринбурге в качестве примера можно привести пресловутые УК «Чкаловская» и УК «Нижне-Исетская». В обеих компаниях уже прошли прокурорские проверки, которые выявили факты нецелевого использования средств. Компании получили предписание погасить существующие задолженности.

С такими недобросовестными участниками рынка ведется постоянная непрекращающаяся борьба.

— Какие способы борьбы с долгами за теплоэнергоресурсы сейчас применяются и насколько они эффективны?

— Главная задача сейчас — взыскание задолженности с неплательщиков из числа физических лиц. К сожалению, вопрос этот сильно осложнен крайне лояльным отношением законодателя к должнику. Управляющая компания может подать на него в суд только после того, как он полгода не платил за квартиру.

Конечно, здесь необходимо ужесточение наказания и сокращение сроков, в течение которых можно не платить до обращения в суд.

Определенные проблемы есть и с исполнением уже принятых судебных решений. Здесь, на мой взгляд, существуют определенные недоработки службы судебных приставов. Зачастую судебные решения не исполняются месяцами.

Впрочем, и судебных приставов тоже можно понять. Часто решения суда оказываются неисполнимыми в принципе: у должников просто нет имущества, которое можно было бы описать в счет погашения долгов. Выходом в этой ситуации может стать привлечение должников для отработки долга в качестве дворников, уборщиков в подъездах.

— Есть ли иные методы решения этого вопроса?

— Одним из способов может стать формирование вокруг этой проблемы негативного общественного мнения, создание обстановки нетерпимости по отношению к должникам. Ведь зачастую причиной отказа от оплаты коммунальных услуг является не бедственное финансовое положение, а элементарная безответственность жильцов.

Определенная работа в этом направлении уже ведется. Многие управляющие компании вывешивают списки должников в подъездах. Закон запрещает называть их пофамильно, но не мешает публиковать номера квартир. Думаю, это может стать действенной мерой, особенно в ситуации срывов сроков подключения отопления.

Определенные результаты дает и общение с работодателями. Руководители некоторых крупных предприятий по договоренности с рабочими и коммунальными компаниями автоматически вычитают сумму коммунальных платежей из заработной платы. Это также может стать методом решения проблемы.

В том случае, если никакие меры не помогают, приходится применять более жесткие действия. Так, управляющая компания имеет право отключить должнику электроэнергию и горячую воду. Холодную воду и отопление законом отключать не разрешено. В этом году данная мера достаточно активно использовалась, в том числе и в Екатеринбурге.

Крайней мерой можно считать выселение должников и продажу их жилья в счет погашения долга. Повсеместным явлением такая практика пока не стала, но уже существуют единичные случаи в Екатеринбурге, Богдановиче, Серове. Проблема здесь заключается в том, что в муниципалитетах нет резервного фонда квартир, куда можно отселять неплательщиков. Это достаточно сложный процесс. Законодательством он пока не отрегулирован.

— Многие жители области в этом году столкнулись с тем, что поставщики теплоэнергоресурсов ограничивали поставку горячей воды и тепла управляющим компаниям и ТСЖ с большой суммой задолженности. В результате страдали и неплательщики, и те, кто платил нормальным образом. Насколько законны такие процедуры?

— Это законно, потому что теплоснабжающая организация заключает договор не с конкретным жителем, а с управляющей компанией. Если управляющая компания или ТСЖ не оплатили предоставленные услуги, подача горячей воды либо электроэнергии прекращается всему дому. И если электроэнергию еще можно отключать индивидуально, то в связи с технологической особенностью разводки отключение горячей воды в отдельно взятой квартире затруднено.

Другое дело, что жильцы дома, чтобы избежать подобных ситуаций, могут сами воздействовать на должников. Мы, в свою очередь, приветствуем проявление инициативы с их стороны. Собственники квартир многоквартирных домов могут создавать комитеты, спрашивать со своей управляющей компании, почему, к примеру, имея договор, она не обеспечивает их должными услугами.

К тому же нужно понимать, что у энергетиков нет большого желания отключать потребителей, ведь таким образом они лишаются источника прибыли. Сами управляющие компании подталкивают их к такому шагу.

— В 2006 году законодательство предоставило собственникам жилья право выбора формы управления домом. Завершился ли этот процесс в Свердловской области?

— Мы были бы рады, если бы повсеместно это было так. К сожалению, до сих пор остается немало собственников, которые так и не приняли никакого решения на этот счет. Конечно, в Екатеринбурге и крупных городах процент тех, кто до сих пор не определился, ниже, но такие дома все еще есть.

Их обслуживание превращается в настоящую головную боль для муниципалитетов. Как правило, местные администрации обязывают какую-либо управляющую компанию взять под свое крыло этот дом. Некоторые двухквартирные дома заключают непосредственно договор о подаче ресурсов.

Но в целом, конечно, рынок управления жилищным фондом уже поделен и определен. В Свердловской области работает более 800 управляющих компаний. Они различаются по размеру и возможностям: некоторые управляют двумя домами, другие — миллионами квадратных метров жилой площади. На мой взгляд, число их чрезмерно и в ближайшем будущем будет сокращаться, с тем чтобы они могли распоряжаться большими финансовыми ресурсами и, соответственно, могли проводить более серьезные работы по реконструкции и модернизации жилого фонда.

— Каким образом регулируется этот рынок?

— Этот вопрос стоит очень остро. Очевидно, что основной задачей является создание саморегулируемой организации. Она даст возможность возникновения взаимной ответственности ее членов. Это позволит урегулировать рынок, законными методами «выдавить» с него недобросовестных участников. При этом права жителей и их свобода выбора не будут ущемлены: если они хотят работать с управляющей компанией, не входящей в СРО, они могут это сделать, но на свой страх и риск.

Работа по созданию СРО ведется, готовятся документы. Я думаю, в следующем году такая организация будет создана. В этом заинтересованы как жители, так и сами управляющие компании, администрации муниципальных образований и, естественно, наше министерство.

— Существует ли сейчас проблема компаний-однодневок, неквалифицированных участников рынка?

— Время компаний-однодневок уже прошло. Достаточно жесткое отношение власти закрыло для них все пути.

Что касается наличия неквалифицированных — да, такие компании, к сожалению, есть. Для того чтобы управлять домами, необходимы соответствующие знания и навыки, наличие технической и финансовой базы. Без наличия техники, без кадров делать в этой отрасли нечего.

— Какой размер оптимален для управляющей компании?

— Многое зависит от того, где работает компания — в городе или на селе, да и от размера города. Сейчас много маленьких ТСЖ создано на один буквально только что построенный дом. Понятно, что к тому времени, когда этот дом начнет разрушаться, они потихоньку соберут деньги для ремонта. Здесь возможно создание ТСЖ или управляющей компании на несколько домов. Если брать дома большой степени износа — а старые дома у нас обычно 5-этажные, — тогда минимумом следует признать 5—7 домов.

В крупных городах количество домов под управляющими компаниями может быть больше, до ста объектов.

У чрезмерно больших компаний могут возникнуть разногласия среди жителей разных домов, потому что каждый будет говорить, что их дом надо отремонтировать в первую очередь. Поэтому большое количество домов тоже не всегда целесообразно.

— Наблюдается ли на рынке конкурентная борьба между компаниями, работающими по старым, еще советским принципам, и компаниями новой формации?

— Конкуренция существует, идет борьба между управляющими компаниями за привлечение жилищного фонда к себе. Сказать, что дома массово переходят от одной управляющей компании к другой, было бы неправильно, такие случаи пока носят единичный характер. Но в целом прослеживается тенденция к тому, что люди стараются выбирать компанию, оказывающую более качественные услуги, предлагающую больше возможностей для жильцов. Все больше наших сограждан понимает, что качественные услуги стоят денег, и готовы за них платить. Это можно только приветствовать.

Конечно, те компании, которые предлагают своим клиентам дополнительные возможности — озеленение, детские площадки, охрану двора и подъездов, — в этой ситуации получают определенные конкурентные преимущества. Но не надо забывать, что делается это всё на деньги самих жильцов. Если жители способны и готовы оплачивать в большем объеме, то они на общем собрании принимают такое решение, собирают деньги и получают требуемое. Конечно, при этом деньги должны тратиться только на оговоренные цели, а сам процесс — тщательно отслеживаться.

Кроме того, необходимо отметить, что всё чаще происходит смена формы управления домами, возникает всё больше ТСЖ. В одних случаях они работают с управляющей компанией, а в других жители самостоятельно управляют своими домами.

— На ваш взгляд, какая форма на данный момент является оптимальной?

— Универсального ответа на этот вопрос не существует. Всё зависит от чрезвычайно большого числа факторов, таких как размер дома, степень его износа и даже сплоченность самих жильцов. Мой опыт показывает, что управляющие компании будут обслуживать порядка 80% домов, а ТСЖ — около 20%. Понятно, что в крупных городах доля ТСЖ будет несколько больше, а в сельских населенных пунктах больше будет доля управляющих компаний, но в целом ориентир будет именно такой.

— Представители рынка говорят о том, что сейчас сложно найти подрядчиков из числа компаний малого бизнеса, что нет малых предприятий, которые могли бы тому же ТСЖ оказывать услуги по уборке, поддержке коммунальных и сантехнических систем. Сталкивались ли вы с этой проблемой?

— Проблема такая существует, и дело здесь, прежде всего, в отсутствии заинтересованности малого бизнеса работать на малых объемах, ограниченных полях деятельности. В конечном итоге всё упирается в себестоимость работ и платежеспособность заказчика. Для многих подписывать договор с ТСЖ, у которого один дом, и «заходить» на площадь маленького дворика, особенно если организация расположена на другом конце города, просто не интересно.

Кроме того, на те нормативы отчисления на эти работы, которые принимаются в муниципалитетах либо общим собранием ТСЖ, выполнить все желания жителей просто невозможно. Никто не будет за 3 рубля делать работу, которая стоит 100.

— Как, на ваш взгляд, этот рынок будет развиваться, как он будет выглядеть через 5, 7, 10 лет?

— Основные направления развития понятны.

Во-первых, это создание саморегулирующейся организации.

Во-вторых, произойдет укрупнение компаний, перераспределение жилищного фонда. Естественно, при укрупнении часть жителей будет переходить из одной управляющей компании в другую, также будут создаваться ТСЖ, доля которых будет увеличиваться. Если сейчас их где-то 8%, то к тому времени будет примерно 15%.

В-третьих, начнут более активно использоваться современные технологии и оборудование.

Самое главное, со временем поменяется сознание собственников жилья. Они поймут, что обязаны поддерживать свое имущество в надлежащем состоянии, полностью оплачивать те коммунальные услуги, которые им предоставляют, и одновременно требовать с управляющей компании полного выполнения оплаченных услуг с надлежащим качеством.

К сожалению, в настоящее время жильцы пока не проявляют подобной инициативы — не хотят спрашивать со своей управляющей компании.
Вернуться в раздел » Новости Партнеров
Материалы по теме
05.10.2009 Рынок управления жилищным фондом: перспективы развития

На вопросы аналитического бюллетеня «VIP-консультант» ответил заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального ...

24.09.2009 Заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов: Жильцы дома, чтобы избежать прекращения подачи горячей воды либо электроэнергии всему дому, могут сами воздействовать на отдельных должников

УрБК, Екатеринбург, 24.09.2009. «Если управляющая компания или ТСЖ не оплатили предоставленные услуги, подача горячей ...

24.09.2009 Заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов: Одним из способов решения проблемы неплатежей за поставленные энергоресурсы может стать формирование вокруг нее негативного общественного мнения

УрБК, Екатеринбург, 24.09.2009. «Главная задача сейчас — взыскание задолженности с неплательщиков из числа физических ...

23.09.2009 Заместитель министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Николай Смирнов: Мы работаем над тем, чтобы к 1 октября наиболее крупные задолженности за поставленные энергоресурсы были погашены

УрБК, Екатеринбург, 23.09.2009. «Весь процесс подготовки к отопительному сезону можно разделить на три основных ...

18.09.2009 Николай Смирнов: Рынок управления жилищным фондом уже поделен и определен

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель министра энергетики и ...