После отступления морозов и небольшого снегопада на улицы Екатеринбурга снова вернулась жидкая грязь. Ни многочисленные дискуссии, которые длятся не один год, ни затратные исследования по этой теме так и не повлияли на общую картину. Специалисты не раз призывали администрацию города изменить регламент уборки улично-дорожной сети. Муниципальные власти, в свою очередь, пытаются свести весь разговор к снижению количества автомобилей.
В нынешнем сезоне проблема уборки в Екатеринбурге приобретает резкий контраст на фоне малоснежной зимы. В прежние годы снег хоть как-то маскировал грязь, и претензии к дорожным службам в основном касались вывоза снега. В нынешнем сезоне редкие осадки лишь усиливают грязевую массу по всему городу, включая центральные районы. Черные комья скапливаются в дорожных лотках, у обочин. Снега на проезжей части практически нет, но вся разметка скрыта под слоем грязи.
Еще осенью 2016 года общественники в качестве основных причин этого явления называли применение противогололедных реагентов. Речь, в частности, шла об одном из главных препаратов — «Бионорд». Со временем выяснилось, что это предположение было верно лишь отчасти.
В конце 2017 года глава Управления ГИБДД по Свердловской области Юрий Демин указал на то, что дорожные службы используют реагенты с нарушением инструкции.
Как пояснил УрБК член Общественной палаты Екатеринбурга Алексей Беззуб, коммунальщики просто рассыпают препарат по дорогам, но убирают его несвоевременно. Дело в том, что при взаимодействии реагента снег на дорогах не «накатывается», а тает или превращается в рассыпчатую массу. Если заснеженную дорогу посыпать им успели, а уборочная техника на маршрут не вышла, то на дороге появляется грязь. Однако это, по словам общественника, является лишь следствием более масштабной проблемы — низкого качества уборки.
«Если обратить внимание на грязь, то видно, что она черная. «Бионорд» оставляет коричневый осадок. Соответственно, основные источники загрязнения — это выхлопы, шины, тормозные колодки и асфальт. Каждый день машины оставляют, допустим, 20 тонн грязи. Значит, ее надо собирать. Для этого нужны специальные машины для механического подметания», — отмечает А. Беззуб.
Но с такими агрегатами, по его словам, у администрации Екатеринбурга серьезный дефицит — в парке коммунальных служб насчитывается две единицы специализированной техники для мехподметания. При наличии такого числа машин о регулярной уборке в городе-миллионнике говорить не приходится. Использование другого вида техники, например, дорожных пылесосов, возможно только в летний период.
Вторая проблема в уборке Екатеринбурга, как указывает А. Беззуб, — нерациональное использование рабочих в местах, где требуется ручной труд. Речь идет о тротуарах, по которым не может пройти техника. Председатель комитета по благоустройству администрации Екатеринбурга Тамара Благодаткова ранее признавалась, что дорожно-эксплуатационным учреждениям не хватает дворников. Член городской Общественной палаты города не считает эту проблему критичной.
«У нас снега практически не было, а тротуары месяц нечищеными стоят. Даже при нехватке людей это слишком большой срок. В администрации города постоянно заявляют о нехватке денег, но здесь нужно просто пересмотреть порядок уборки. Для начала нужно составить хотя бы реестр тротуаров, где будет прописана площадь участка, необходимое число людей для уборки и время. На основании этого и нужно строить планы», — считает общественник.
По его словам, вопрос о пересмотре порядка проведения уборки в зимний период поднимался неоднократно. На это же обращали внимание и ученые Института промышленной экологии Уральского отделения Российской академии наук. В конце прошлого года они представили
исследование грязи, заказанное администрацией Екатеринбурга.
Однако как в предыдущие годы, так и после появления научной работы администрация города, по всей видимости, руководствуется одной стратегией — сокращением числа автомобилистов в городе. Этой риторики руководство города придерживается при обсуждении основных дорожных вопросов. Правда, даже сокращение транспортного потока в Екатеринбурге не избавит коммунальщиков от необходимости содержать дороги. Ведь личный транспорт не является единственным источником загрязнения в городе, что также установили ученые.