С наступлением весны во многих муниципалитетах Свердловской области вместе со снегом сошел асфальт. На этой неделе ситуация с дорогами и вовсе стала критической — ям с каждым днем становится все больше, а последствия плохой уборки мешают их заделать. В этой связи многие автомобилисты задались вопросом, куда уходят средства областного дорожного фонда. Особенно острой эта тема оказалась для Екатеринбурга, где из-за недофинансирования в неудовлетворительном состоянии находится 75% дорожного полотна.
Дороги без движенияСвидетельством критического состояния дорог в регионе на этой неделе стало увеличение количества ДТП и массовые перекрытия аварийных участков. Так, по сообщениям местных СМИ, в Красноуфимске из-за ям на улице Интернациональной несколько машин пробили колеса. Из-за этого на этом участке движение транспорта было ограничено до 20 км/ч. В Нижней Туре по этой же причине полностью перекрыли автодорогу по улице Строителей.
В Полевском из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна отменено движение автобусов по трем маршрутам. В Каменске-Уральском для общественного транспорта закрыли улицы Парковую и Добролюбова. По словам местных перевозчиков, автобусы не выдерживают нагрузок, созданных плохими дорогами. О тяжелой ситуации с дорогами в этом муниципалитете говорит то, что местные жители начали составлять собственный каталог ям под названием «То яма, то канава-2016».
В ряде городов дороги пропадали и без особой нагрузки. Так, в Первоуральске перед зданием городского суда вместе с грунтом провалился легковой автомобиль. В Богдановиче на улице Октябрьской исчез тротуар.
Критическая ситуация сложилась в Екатеринбурге. По оценке специалистов, в городе требуется срочный ремонт 75-78% дорожного полотна. Из-за разбитой улично-дорожной сети городские власти были вынуждены временно перекрыть для общественного транспорта улицу Армавирскую.
Ни денег, ни дорогНа фоне повсеместного бездорожья жители региона задаются вопросом, на что расходуется областной дорожный фонд. Только в 2016 году его объем составляет 12,5 млрд руб. Вместе с тем муниципалитеты порой вынуждены за свой счет и строить, и ремонтировать дороги. Например, в Верхней Сысерти необходимо построить магистраль к новому детскому саду. В местном бюджете денег нет, а финансирование областного дорожного фонда находится под вопросом. С аналогичной проблемой столкнулся и Нижний Тагил.
«Нам нужно 6 млрд руб., чтобы привести дороги согласно нормативным требованиям. Но хочу добавить — не менее важен и качественный уход за дорогами. В этом году на эти цели мы получили из областного бюджета субсидии, которых хватит примерно на три месяца работы», — сказал на днях мэр Нижнего Тагила Сергей Носов.
Причину разбитых дорог в Свердловской области можно понять на примере финансирования дорожного ремонта в Екатеринбурге. За счет автомобилистов уральской столицы областной дорожный фонд получает 6,25 млрд руб., то есть половину от всей суммы. Из 12,5 млрд руб. город от силы получает менее 5%. Этих денег, по оценкам специалистов, хватает на то, чтобы отремонтировать 3% дорог в Екатеринбурге, при нормативе 10% от общей площади дорожного полотна.
Неправильные ориентирыПо словам члена городской Общественной палаты Алексея Беззуба, с 2013 года уральской столице из областного дорожного фонда предоставляется всего 70 млн руб. Остальную сумму приходится «выпрашивать».
По его мнению, причиной неравномерного распределения средств из дорожного фонда Свердловской области являются неправильно установленные приоритеты.
«У нас есть дороги, где интенсивность движения — 200 машин в сутки. На них направляют 70-80 млн руб. Также тратят деньги на дорогу в лесу. Вместе с тем на ремонт проспекта Ленина в Екатеринбурге, где интенсивность движения в разы выше, средств не выделяют», — сказал общественник.
В связи с ежегодным недофинансированием член Совета Федерации, бывший глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий на этой неделе предложил защитить дорожное строительство через поправки в бюджетное законодательство.
«Я думаю, что настала пора очень внимательно посмотреть на бюджетное законодательство. Пора зафиксировать защищенную статью, либо целевые источники, чтобы в городах можно было ремонтировать и строить дороги», — сказал Аркадий Чернецкий.
Областные власти в ответ на заявки на дополнительное финансирование отвечают, что городские власти плохо ремонтируют дороги. В качестве аргументации в официальном печатном органе губернатора Свердловской области вышла статья о разрушенном участке проспекта Космонавтов от Шефской до ЕКАДа. В ней утверждается, что этот отрезок был отремонтирован в прошлом году. Пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков эту информацию опроверг.
«В статье сказано, что это объект город отремонтировал в прошлом году, а теперь он рассыпался. В общем-то, это ложь. На самом деле данный участок дороги мало того, что не ремонтировался вообще — он также не является муниципальным и относится к областным объектам», — отметил Сухоруков.
По его словам, ремонт этого участка не входит в полномочия города. Как указал представитель администрации города, отремонтированный городскими властями участок не был заснят СМИ. Вместо этого издание, по словам Сухорукова, предоставило фотографию разбитого участка на областной дороге.
Бездорожный юбилей По словам специалистов, при существующей системе финансирования состояние дорог из года в год будет ухудшаться. Так, по оценке Алексея Беззуба, через несколько лет в Екатеринбурге придут в негодность 90% дорожного полотна. То есть с разбитыми дорогами уральская столица встретит и чемпионат мира по футболу в 2018 году, и собственный юбилей в 2023 году. Такая же судьба постигнет Нижний Тагил, который в 2022 году должен отпраздновать 300-летие. Как отмечают главы муниципалитетов, ни мундиаль, ни юбилейные даты не являются для областных чиновников поводом для дорожного ремонта.
«Была предложена идея разработать государственную целевую программу празднования юбилеев Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Я считаю, что это было бы уместно. В рамках этой программы можно было бы профинансировать яркие, важные объекты капитального строительства, а не только подготовку и само проведение праздника. Однако пока и эта наша инициатива поддержку области не получила», — сказал глава администрации города Александр Якоб.
Однако у Екатеринбурга и Нижнего Тагила есть шансы на получение финансирования из федерального бюджета. Для того, чтобы найти решение проблемы, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман обратился в федеральные структуры — Росавтодор, Генпрокуратуру и Минтранс РФ.
Остальные муниципалитеты в силу своей малозаметности вовсе могут остаться без инфраструктуры для какого-либо передвижения — пешком или на транспорте.