Статьи
16.11.2015

Стратегия-2030: почему опять ничего не выйдет?

Стратегия-2030: почему опять ничего не выйдет?1 декабря в Законодательное собрание Свердловской области внесут проект стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. Предполагается, что реализация этого документа будет способствовать структурной перестройке уральской промышленности, а также позволит инвесторам планировать свои действия на среднесрочный период. Однако, по оценкам экспертов, заявленные цели являются популистскими. Для эффективной реализации стратегии необходимо разработать дорожную карту. Кроме того, заниматься долгосрочным планированием в условиях кризиса малоперспективно. Поэтому появление стратегии выглядит как попытка отвлечь внимание общественности от непродуктивной экономической политики свердловских властей.

«До конца этого года мы планируем утвердить новый документ в Заксобрании, в будущем году будем пошагово работать над его реализацией. В разработке этой стратегии принимали участие международные и российские эксперты, а также руководители крупных российских предприятий», — сообщил председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

Основные целевые ориентиры нового документа обозначил министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко.

«К 2030 году регион должен войти в топ-5 субъектов России по привлекательности инвестиционного климата. Валовой региональный продукт на душу населения предполагается увеличить в 1,8 раза (в ценах 2014 года), объем промышленного производства — в 2 раза, объем экспорта — в 1,6 раза, реальные доходы населения — на 32%. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики Свердловской области должна составить не менее 28%. УрФУ необходимо вывести в топ-100 мировых университетов», — заявил Дмитрий Ноженко.

Сама стратегия состоит из трех основных блоков. Первый называется «Новое качество жизни». Основные целевые индикаторы: снижение к 2030 году смертности в трудоспособном возрасте с 6,4 до 4,2 на 1 000 населения, увеличение охвата реабилитационной медицинской помощью взрослых с 6 до 55%, повышение уровня обеспеченности жильем с 24,4 до 32 кв. м. на человека.

Второй блок носит название «Новая индустриализация». Главные цели: повышение к 2030 году производительности труда в 2 раза, увеличение удельного веса промышленности с 15,3 до 26%, снижение безработицы (по методологии МОТ) с 6,1 до 5,6%.

Третий блок называется «Территория для жизни и бизнеса». Здесь предполагается к 2030 году создать около 20 тыс. новых рабочих мест, увеличить производство пищевой продукции в 1,5 раза (до 134,1 млрд руб.), рост грузоперевозок — в 1,75 раза, снизить миграционный поток с территорий малых муниципальных образований Свердловской области.

Отметим, что дорожной карты реализации этой стратегии пока не существует. Областные власти обещают ее разработать в ближайшее время. Пока можно только догадываться, за счет каких ресурсов чиновники планируют достигнуть обозначенных целей.

В данный момент свердловские власти не говорят о каких-либо новых методах поддержки уральской экономики. В 2016 году региональный Фонд развития промышленности выделит 75,6 млн руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам (до 5%). Сложно представить, что этих мер окажется достаточно для того, чтобы возобновить рост промышленного производства.

Также областные власти заявляют о позитивных перспективах проектов, которые в будущем, по их мнению, помогут возобновить экономический рост: «Уральская инженерная школа», технопарк «Университетский», ОЭЗ «Титановая долина». Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих планов. Данные проекты реализуются много лет, и до сих пор ни один из них не «выстрелил». Напротив, региональные власти все чаще обвиняют в неэффективной трате средств из федерального и областного бюджета.

Кроме того, представителям бизнес-сообщества непонятно, почему стратегия-2030 появилась именно сейчас. По оценкам опрошенных нами экспертов, в условиях кризиса крайне сложно заниматься долгосрочным планированием. Поэтому в этом году многие регионы приняли решение отказаться от принятия трехлетнего бюджета в пользу однолетнего. Прогнозировать ситуацию в данный момент сложно даже на ближайшие годы. К примеру, свердловский Минфин имеет сразу четыре возможных сценария развития экономики области до 2030 года. Самый оптимистичный предполагает ежегодный рост экономики на 6,5%, наиболее пессимистичный — на 0,7%. В этих условиях практически невозможно разработать эффективный план развития региона на ближайшие 15 лет.

Впрочем, эксперты отмечают, что прежде чем рассуждать о будущем этой стратегии, неплохо бы вспомнить о судьбе ее предшественниц. Дело в том, что нынешний «целевой документ» далеко не первый в ряде «стратегий», которым не было суждено реализоваться. Первую, рассчитанную до 2020 года, презентовал еще Эдуард Россель. Документ этот также носил достаточно абстрактный характер, и несмотря на это, несколько раз менялся по ходу исполнения. Тем не менее исполнен он не был даже в самых общих чертах, и сегодня воспоминания о нем вызывают скорее недоумение. Так забылась и «Программа социально-экономического развития до 2015 года», предложенная следующим губернатором Александром Мишариным. В ней региональные чиновники планировали за пять лет вдвое увеличить объем ВРП на душу населения, однако этого не произошло. Сейчас мы видим новую стратегию с очередными громкими целями, лозунгами, абстрактными задачами и непонятными инструментами реализации. Не исключено, что и ее через пару лет будут вспоминать как очередной курьез.

По оценкам представителей бизнеса, областные чиновники просто предложили в качестве стратегии-2030 набор красивых целевых ориентиров, не подкрепленных никакими практическими обоснованиями. Возможно, чиновники осознают, что к 2030 году давно уйдут из власти, поэтому отвечать перед народом за реализацию этого документа им не придется. Сейчас они ведут крайне неэффективную экономическую политику: на Среднем Урале растет безработица, банкротятся крупные предприятия, закрываются крупные производства. На этом фоне свердловские власти решили «нарисовать» красивую жизнь к 2030 году, когда о самой программе вряд ли уже кто-то вспомнит.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
06.07.2015 К 2030 году доля экспорта в экономике Свердловской области резко упадет

УрБК, Екатеринбург, 06.07.2015. К 2030 году доля экспорта в валовом региональном продукте (ВРП) Свердловской области ...

09.09.2014 В Свердловской области разработали стратегию по обращению с отходами производства до 2030 года

УрБК, Екатеринбург, 09.09.2014. Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области разработало стратегию ...

24.12.2013 Комплексная стратегия развития транспорта до 2030 года появится в Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 24.12.2013. В Свердловской области началась разработка стратегии развития транспортного комплекса ...

30.10.2013 Правительство РФ обсудит ход реализации энергетической стратегии до 2030 года

УрБК, Москва, 30.10.2013. Правительство РФ рассмотрит ход реализации энергетической стратегии России на период до 2030 ...

30.11.2009 Ранее утвержденные прогнозы роста экономики Свердловской области снижены более чем в два раза

Министерство экономики и труда Свердловской области представило последние данные о ходе реализации ранее утвержденной ...