Дата: 16.11.2015

Стратегия-2030: почему опять ничего не выйдет?

Стратегия-2030: почему опять ничего не выйдет?1 декабря в Законодательное собрание Свердловской области внесут проект стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. Предполагается, что реализация этого документа будет способствовать структурной перестройке уральской промышленности, а также позволит инвесторам планировать свои действия на среднесрочный период. Однако, по оценкам экспертов, заявленные цели являются популистскими. Для эффективной реализации стратегии необходимо разработать дорожную карту. Кроме того, заниматься долгосрочным планированием в условиях кризиса малоперспективно. Поэтому появление стратегии выглядит как попытка отвлечь внимание общественности от непродуктивной экономической политики свердловских властей.

«До конца этого года мы планируем утвердить новый документ в Заксобрании, в будущем году будем пошагово работать над его реализацией. В разработке этой стратегии принимали участие международные и российские эксперты, а также руководители крупных российских предприятий», — сообщил председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

Основные целевые ориентиры нового документа обозначил министр экономики Свердловской области Дмитрий Ноженко.

«К 2030 году регион должен войти в топ-5 субъектов России по привлекательности инвестиционного климата. Валовой региональный продукт на душу населения предполагается увеличить в 1,8 раза (в ценах 2014 года), объем промышленного производства — в 2 раза, объем экспорта — в 1,6 раза, реальные доходы населения — на 32%. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики Свердловской области должна составить не менее 28%. УрФУ необходимо вывести в топ-100 мировых университетов», — заявил Дмитрий Ноженко.

Сама стратегия состоит из трех основных блоков. Первый называется «Новое качество жизни». Основные целевые индикаторы: снижение к 2030 году смертности в трудоспособном возрасте с 6,4 до 4,2 на 1 000 населения, увеличение охвата реабилитационной медицинской помощью взрослых с 6 до 55%, повышение уровня обеспеченности жильем с 24,4 до 32 кв. м. на человека.

Второй блок носит название «Новая индустриализация». Главные цели: повышение к 2030 году производительности труда в 2 раза, увеличение удельного веса промышленности с 15,3 до 26%, снижение безработицы (по методологии МОТ) с 6,1 до 5,6%.

Третий блок называется «Территория для жизни и бизнеса». Здесь предполагается к 2030 году создать около 20 тыс. новых рабочих мест, увеличить производство пищевой продукции в 1,5 раза (до 134,1 млрд руб.), рост грузоперевозок — в 1,75 раза, снизить миграционный поток с территорий малых муниципальных образований Свердловской области.

Отметим, что дорожной карты реализации этой стратегии пока не существует. Областные власти обещают ее разработать в ближайшее время. Пока можно только догадываться, за счет каких ресурсов чиновники планируют достигнуть обозначенных целей.

В данный момент свердловские власти не говорят о каких-либо новых методах поддержки уральской экономики. В 2016 году региональный Фонд развития промышленности выделит 75,6 млн руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам (до 5%). Сложно представить, что этих мер окажется достаточно для того, чтобы возобновить рост промышленного производства.

Также областные власти заявляют о позитивных перспективах проектов, которые в будущем, по их мнению, помогут возобновить экономический рост: «Уральская инженерная школа», технопарк «Университетский», ОЭЗ «Титановая долина». Однако эксперты сомневаются в реалистичности этих планов. Данные проекты реализуются много лет, и до сих пор ни один из них не «выстрелил». Напротив, региональные власти все чаще обвиняют в неэффективной трате средств из федерального и областного бюджета.

Кроме того, представителям бизнес-сообщества непонятно, почему стратегия-2030 появилась именно сейчас. По оценкам опрошенных нами экспертов, в условиях кризиса крайне сложно заниматься долгосрочным планированием. Поэтому в этом году многие регионы приняли решение отказаться от принятия трехлетнего бюджета в пользу однолетнего. Прогнозировать ситуацию в данный момент сложно даже на ближайшие годы. К примеру, свердловский Минфин имеет сразу четыре возможных сценария развития экономики области до 2030 года. Самый оптимистичный предполагает ежегодный рост экономики на 6,5%, наиболее пессимистичный — на 0,7%. В этих условиях практически невозможно разработать эффективный план развития региона на ближайшие 15 лет.

Впрочем, эксперты отмечают, что прежде чем рассуждать о будущем этой стратегии, неплохо бы вспомнить о судьбе ее предшественниц. Дело в том, что нынешний «целевой документ» далеко не первый в ряде «стратегий», которым не было суждено реализоваться. Первую, рассчитанную до 2020 года, презентовал еще Эдуард Россель. Документ этот также носил достаточно абстрактный характер, и несмотря на это, несколько раз менялся по ходу исполнения. Тем не менее исполнен он не был даже в самых общих чертах, и сегодня воспоминания о нем вызывают скорее недоумение. Так забылась и «Программа социально-экономического развития до 2015 года», предложенная следующим губернатором Александром Мишариным. В ней региональные чиновники планировали за пять лет вдвое увеличить объем ВРП на душу населения, однако этого не произошло. Сейчас мы видим новую стратегию с очередными громкими целями, лозунгами, абстрактными задачами и непонятными инструментами реализации. Не исключено, что и ее через пару лет будут вспоминать как очередной курьез.

По оценкам представителей бизнеса, областные чиновники просто предложили в качестве стратегии-2030 набор красивых целевых ориентиров, не подкрепленных никакими практическими обоснованиями. Возможно, чиновники осознают, что к 2030 году давно уйдут из власти, поэтому отвечать перед народом за реализацию этого документа им не придется. Сейчас они ведут крайне неэффективную экономическую политику: на Среднем Урале растет безработица, банкротятся крупные предприятия, закрываются крупные производства. На этом фоне свердловские власти решили «нарисовать» красивую жизнь к 2030 году, когда о самой программе вряд ли уже кто-то вспомнит.
Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» 2000-2021
Свидетельство о регистрации агентства ИА № ФС 77-25770 от 04 октября 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Вернуться назад Распечатать