Статьи
22.12.2014

«Липовый» ценник

«Липовый» ценникНедавние валютные скачки привели к росту цен на иностранную продукцию. В надежде приобрести товары еще по старым ценам граждане устремились в магазины. Однако все чаще покупатели начали сталкиваться с ситуацией, когда в магазине им отказывают предоставить товар за указанную на ценнике сумму, так как по прайсу цена выше, или доплатить за уже оплаченный товар. По мнению экспертов, практически во всех случаях это является прямым нарушением закона «О защите прав потребителей».

По словам покупателей, случаи, когда ценник не соответствует действительности, встречаются очень часто.

В частности, в одном из магазинов DNS, реализующем электронику, покупательница получила отказ в приобретении телефона IPhone 4S по указанной цене 9 900 руб. Продавец объяснил это тем, что поставщики слишком часто меняют цены на товар, и реализаторы не успевают менять ценники. Вместо этого покупательнице было предложено купить телефон по новой цене — 15 900 руб.

По мнению директора МУ «Екатеринбургский муниципальный Центр защиты потребителей» Андрея Артемьева, ситуация, когда продавцы пытаются продать товар по цене, отличной от указанной на ценнике, является прямым нарушением закона.

По его словам, тот факт, что продавцы не успевают сменить ценники, не освобождает их от ответственности. Это попытка оправдать нарушение закона тем, что «мы не успеваем, не умеем, не можем» и так далее. Поэтому наказание все равно будет, как только факт нарушения будет зафиксирован. Продавец обязан продавать по той цене, которая обозначена на ценнике. Потребитель вправе настаивать, что он берет товар по той цене, которая указана на витрине, отмечает правозащитник.

«В таком случае нужно обращаться в Роспотребнадзор, так как отказ продавца реализовывать товар по выставленной цене является административным правонарушением, за которое, согласно главе 14 КоАП РФ, предусмотрено наказание», — поясняет А. Артемьев.

Ярким примером нарушения прав потребителя является случай, описанный на одном из форумов. Девушка заказала электрическую плиту в одном из интернет-магазинов, после чего консультант магазина сообщил о том, что заказ доставят на следующий день, а на электронную почту пришло письмо с уведомлением о том, что заказ передан в службу доставки. Но на следующий день товар так и не привезли по причине того, что «плиты нет в наличии». Заказанного товара покупательница так и не дождалась, хотя на сайте магазина он был обозначен как «есть в наличии», только стоимость его стала выше на 12 тыс. руб. Реализатор посчитал, что будет выгодней отменить доставку товара и продать по новой цене.

Впрочем, потребители стали сталкиваться и с требованием продавцов доплатить определенную сумму за уже оплаченный товар. Так, автоцентр «Автобан-Запад-Плюс», по словам клиента, потребовал доплатить 50 тыс. руб. за автомобиль уже после заключения договора на покупку.

«В кризис расплачиваются в первую очередь не банки и магазины, а потребители, с которых всегда стараются «урвать копеечку». В пятницу женщина приехала в автоцентр «Автобан-Запад-Плюс» на Металлургов, 67 за оплаченным автомобилем. Днем ее набирала менеджер, договаривалась, во сколько приедет за покупкой. А через пару часов, когда уже была в дороге, раздался второй звонок. Покупателя огорошили, что машину не отдадут, пока она не доплатит 50 тыс. руб.», — написал в своем блоге депутат регионального Заксобрания Андрей Альшевских.

Здесь на сторону потребителя встает закон РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», в частности, п. 1 ст. 10, где прописано, что продавец обязан своевременно предоставлять всю необходимую и достоверную информацию о товарах, давая клиенту возможность сделать обдуманный правильный выбор. Поэтому такое поведение, по словам правозащитников, является нарушением закона.

Некоторым покупателям все же удается отстоять свои права, и руководство магазина продает товар по цене, обозначенной в ценнике, зачастую себе в убыток.

«Мы просто не успеваем переписывать ценники. Сейчас приходится до ночи сидеть и менять цены на товар. Два дня назад, когда в очередной раз подняли цены, к открытию магазина мы не успели и половины поменять, в то время покупатели уже начали заходить в магазин. Многие были не согласны покупать товар по новым, еще не прописанным ценам, и нам пришлось продавать по старым, неся определенные потери», — рассказал сотрудник магазина электроники «Центр».

По словам многих ритейлеров, резкое падение рубля привело к тому, что цены, в частности, на бытовую технику, начали расти «прямо на глазах».

«За один день цены практические на всю продукцию выросли примерно на 5%», — сказал один из сотрудников магазина бытовой электроники «Центр».

По словам директора, основателя интернет-магазина E96.ru Бориса Лепинских, случается даже так, что поставщики сообщают о смене стоимости товара по несколько раз в день.

«Поставщики пересматривают цены несколько раз на дню, а вслед за ними это приходится делать и нам. И, что самое неприятное, цены растут. Вероятно, до конца месяца это уже не изменится», — пояснил Б. Лепинских.

Именно поэтому все чаще покупатели сталкиваются с тем, что в магазине товар выставлен по одной цене, а в базе и на кассе он числится уже по другой, более высокой стоимости. В таком случае продавцы обычно ссылаются на то, что «не успели поменять ценник» и предлагают приобрести товар по новой цене.

По словам экспертов, в подобных ситуациях стоит помнить, что покупатель имеет полное право приобрести товар по той цене, которая указана на ценнике, а также оспорить решение магазина о повышении цен на уже оплаченный товар. Однако, по словам А. Артемьева, для этого необходимо собрать доказательства.

«Как только деньги были направлены, а в Интернете стояла публичная оферта, никакого права менять условия договора у продавца нет. В любом случае всегда нужно собирать доказательства. Необходимо зафиксировать цену, указанную в ценнике и в чеке, а также записывать на диктофон беседу с продавцов. В обязательном порядке суд взыщет все, что было незаконно взято», — пояснил директора МУ «Екатеринбургский муниципальный Центр защиты потребителей».

Полина Макушина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
22.12.2014 Андрей Артемьев: Продавец обязан продавать по той цене, которая обозначена на ценнике

УрБК, Екатеринбург, 22.12.2014. Продавцы не имеют права продавать товар по цене, которая отличается от ценника. Об этом ...

22.12.2014 Андрей Артемьев: Продавец обязан продавать по той цене, которая обозначена на ценнике

УрБК, Екатеринбург, 22.12.2014. Продавцы не имеют права продавать товар по цене, которая отличается от ценника. Об этом ...

19.12.2014 Екатеринбургские интернет-магазины меняют цены по несколько раз в день

Интернет-магазин «Е96.ru» уведомил покупателей о том, что цены на товар могут увеличиваться по несколько раз в день ...

19.12.2014 Екатеринбургские интернет-магазины меняют цены по несколько раз в день

УрБК, Екатеринбург, 19.12.2014. Интернет-магазин «Е96.ru» уведомил покупателей о том, что цены на товар могут ...

20.11.2013 В Нижнем Тагиле в магазине «Эльдорадо» пытались продать видеокамеру по стоимости, несовпадающей с ценником

УрБК, Екатеринбург, 20.11.2013. В Нижнем Тагиле сотрудники магазина ООО «Эльдорадо» отказались продавать покупателю ...