ОАО «Сбербанк России» подозревают в нарушении правил внутренней безопасности
УрБК, Москва, 10.09.2012. Сбербанк подозревается в нарушении правил внутренней безопасности при выдаче банковской гарантии на 2,5 млн евро. Отправленная по системе SWIFT, она должна была оплатить внешнеторговый контракт одной из российских компаний, купившей в Литве полимеры, пишет РБК daily.
Литовская компания Plastima подала в связи с этим иск к российской кредитной организации, рассмотрение которого Московский арбитраж начал на прошлой неделе. Как следует из иска (есть в распоряжении РБК daily), в 2009 году прибалты заключили с ООО «Калининград-Промпласт» контракт на поставку «гранул полиэтиленовых, полипропиленовых и полистирольных красителей». Россияне пообещали расплатиться банковской гарантией Сбербанка на сумму 2,5 млн евро, выданной через систему SWIFT.
Обслуживающий литовцев банк SEB подтвердил Сбербанку аутентичность гарантии. Когда прибалты попытались обналичить гарантию, Сбербанк заявил, что она была выпущена сотрудником, не имевшим на это полномочий, поэтому в оплате было отказано.
В ответ на это летом 2010 года Plastima написала два письма на имя главы российского ЦБ Сергея Игнатьева (имеются в распоряжении РБК daily). В этих письмах литовцы апеллируют к ЦБ не только как к регулятору, но и как к держателю контрольного пакета Сбербанка. «Просим Банк России как институцию надзора банковского сектора рассмотреть и оценить действия Сбербанка, несущие угрозу безопасности и надежности финансового рынка», — говорится в одном из писем. Не получив ответа, литовцы проинформировали о ситуации агентства Fitch и Moody’s.
Осенью 2010 года зампред правления Сбербанка Андрей Донских ответил прибалтам за ЦБ. «Калининград-Промпласт» не является клиентом банка, и банк никогда не контактировал с таким принципалом по вопросу выпуска каких-либо обязательств; ряд причастных к фальсификации лиц установлен, правоохранительными органами проводится дальнейшее расследование», — написал тогда А. Донских. Между тем в Литве и России по факту мошенничества возбуждены уголовные дела в отношении некоего Игоря Полтавского, который работал в центральном аппарате Сбербанка.
Как пояснил источник в Сбербанке, если бы компания «Калининград-Промпласт» была клиентом Сбербанка, то гарантии ей выдавались бы через Северо-Западный банк, а не через центральный аппарат. Головной офис банка обычно обслуживает крупнейших клиентов и выдает гарантии на сумму от 100 млн долларов, отметил источник. Гарантии на небольшие суммы выдают уже территориальные банки Сбербанка.
«В результате проведенных банком контрольных мероприятий в начале 2010 года были выявлены случаи незаконного использования электронных каналов связи для предоставления не санкционированных банком финансовых обеспечений. Банком также были приняты необходимые меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшей деятельности», — заявили РБК daily в пресс-службе госбанка.
О выявленных нарушениях Сбербанк известил иностранные и российские банки, использующие телекоммуникационную систему SWIFT. Однако в Сбербанке не смогли ответить на вопрос, был ли уволен Полтавский, на какую сумму были выявлены нарушения, а также какие отечественные и зарубежные банки были о них проинформированы.
Не исключено, что на тот момент у Сбербанка существовали серьезные проблемы с внутренней безопасностью.
Рассмотрение спора Plastima со Сбербанком назначено на 22 октября.