Почта России не оставляет попыток модернизировать собственную систему. Впрочем, до идеала, как известно всем пользователям почтовых услуг, еще далеко. Несмотря на то, что с 2010 года почтовая деятельность, наконец, перестала быть убыточной, почтовое обслуживание по-прежнему остается на крайне низком уровне: ручная сортировка писем, затягивание сроков доставки, оплата труда, близкая к МРОТ. В руководстве областного отделения обещают скорые преобразования, однако подчеркивают при этом: помощи от государства или бизнеса можно не ждать. Тем временем потребители почтовых услуг уже окрестили почту России «филиалом ада» из-за бесконечных очередей, отсутствия сервиса и многомесячных задержек корреспонденции.
По данным областного филиала «Почты России», в Свердловской области сегодня работает 916 почтовых отделений связи (ОПС), 563 из них находятся в сельской местности. Услуги почты России до 2008 года были убыточны, в сельской местности они убыточны и сейчас. Однако, чтобы не оставлять население без почтовых услуг, были запущены передвижные ОПС. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции директор Свердловского филиала «Почты России» Дмитрий Варчак.
«Тарифы на почтовые услуги убыточны, они даже не покрывают себестоимость. Тарифная политика регулируется государством, и с этим мы не можем ничего сделать. В ближайшее время, думаю, повышения тарифов ждать не следует. Отмечу, что с введением новых услуг (прием коммунальных платежей, погашение налогов, штрафов от госавтоинспекции), которые стала оказывать почта, в 2009 году мы вышли на «ноль», а с 2010 года наша деятельность начала приносить прибыль», — рассказал журналистам Дмитрий Варчак.
Благодаря вырученным средствам, в 2011 году было отремонтировано 20 ОПС. Сейчас процессы модернизации запущены во всех почтовых отделениях. В местном филиале «Почты России» подчеркивают: все нововведения — за счет собственных средств, поддержки со стороны ждать не приходится.
«Модернизация отделений почтовой связи идет за счет собственных средств, в 2011 году она составила 8 млрд рублей. Львиная доля услуг почты — письменная корреспонденция, бандероли, посылки. К сожалению, помощи ни от кого нет», — добавил Дмитрий Варчак.
Впрочем, на деле модернизация, по большому счету, выражается в небольшом косметическом ремонте ОПС, оснащении рабочих мест операторов компьютерами. Все остальное остается на прежнем уровне: несистемный рабочий график, огромные очереди, маленькие помещения. В отдаленных районах Екатеринбурга, а также небольших городах и сельской местности, в ОПС работает 1 оператор. И это несмотря на то, что ежегодно количество писем растет на 15-20%.
В ответ на показатели суровой реальности, специалисты почты уверяют, что дополнительные окна будут открыты «там, где нужно», и продолжают анонсировать дальнейшие нововведения.
В частности, в ближайших планах почты — строительство сортировочного центра в Екатеринбурге. По словам специалистов, центр улучшит логистику и сведет работу до автоматизма. Пока же складывается такая ситуация, что из других стран, например, Китая или США, посылки доходят за 2-3 дня, тогда как по России срок доставки увеличивается до месяца, а то и больше.
«Сейчас мы зависим от человеческого фактора — все письма проходят через руки наших работников. Сортировочный центр будет сортировать письма в автоматическом режиме, что сэкономит время доставки. Признаем, что сроки доставки корреспонденции затягиваются. Вина лежит на человеческом факторе и форс-мажорных ситуациях», — подчеркнул Д. Варчак.
В «Почте России» объясняют свои финансовые проблемы необходимостью аренды: ведомство платит за арендуемые помещения вполне рыночную цену, наравне с коммерческими предприятиями.
«В решении данной проблемы нам должны посодействовать органы местного самоуправления. Это же просто невозможно! В сельской местности мы арендуем помещение для ОПС и платим за аренду как за коммерческое помещение», — негодует Д. Варчак.
В целях оптимизации временно было закрыто 100 отделений по Свердловской области, но в Екатеринбурге отделения стараются сохранить (тогда как ряд ОПС в Екатеринбурге и вправду закрыты).
Нестабильность в финансах, естественно, сказывается и на фонде оплаты труда. По данным «Почты России», средняя заработная плата у почтальонов и операторов связи — 11 тыс рублей. Между тем, по собственным данным УрБК , в небольших городах области зарплаты почтовых сотрудников намного ниже — порядка 5 тысяч рублей.
«Средняя зарплата у основных работников почты — почтальонов и операторов почтой связи – 11 тыс рублей и даже больше. Зарплата состоит из оклада и премиальных, что является большим плюсом. Каждый работник имеет право заработать. К нам на работу идут молодые люди, с удовольствием берем заочников, с надеждой на то, что они после окончания вуза останутся работать у нас», — заявила начальник Екатеринбургского Почтамта Татьяна Фомина.
В частности, «заработать» почтовые сотрудники могут благодаря программе «Таинственный покупатель», которая выявляет лучших работников — ежегодно таким сотрудникам выплачивается вознаграждение.
Пока что пользователи с ужасом ожидают встречи с анонсированными «Почтой России» новациями. Напомним, что совсем недавно «Почта России» презентовала новые сервисы: продажа страховки и выдача кредитов под 270% годовых. Сейчас остается лишь надеяться, что в будущем в почтовых отделениях все же появятся более более осмысленные улучшения.
Оксана Морозова