Статьи
03.11.2010

Александр Голов: Модернизация медного производства будет продолжаться

Генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» и «Кыштымский медеэлектролизный завод» Александр ГоловНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» и «Кыштымский медеэлектролитный завод» Александр Голов.

— Александр Николаевич, за последние годы Карабашский медеплавильный завод прошел большой путь в сфере модернизации оборудования и самого металлургического процесса. На каком этапе сейчас находится техническое перевооружение завода, какие планы стоят перед ним?

— Действительно, за последние годы «Карабашмедь» из одного из самых отсталых в технологическом плане предприятий превратилась в современное экологически чистое предприятие. Напомню, что в 80-е годы завод был остановлен из-за высокого загрязнения окружающей среды. В 1998 году правительство Челябинской области приняло решение вновь запустить медеплавильное производство, так как завод был единственным градообразующим предприятием в Карабаше. Без него город просто вымер бы.

Первые годы завод работал на старых шахтных печах. Это принципиально устаревшая технология первой половины прошлого века. С приходом на предприятие Русской медной компании была разработана и утверждена программа технического перевооружения предприятия. Оно шло в несколько этапов.

В первую очередь был запущен сернокислотный цех производства датской компании «Хальдор Топсе». Он в разы улучшил экологическую обстановку, позволил увеличить объемы производства и в конечном итоге отказаться от шахтных печей.

В 2007 году был запущен плавильный агрегат австралийской компании Ausmelt. Для этого понадобилось расширение кислородной станции. Суммарно было поставлено 4 блока общей мощностью 10 тыс. кубов кислорода. Шахтные печи были остановлены.

Поскольку это другая технология обработки материалов, потребовалось строительство обогатительной фабрики, которая была запущена в 2008 году. В результате сегодня предприятие вышло на плановую мощность в 60–70 тысяч тонн черновой меди в год. В частности, в 2010 году планируем произвести 70 тысяч тонн.

На сегодняшний день завод обрабатывает все сырье, поставляемое компанией. Но в перспективе стоит задача по увеличению объемов в связи с развитием рудной базы компании. И под дополнительный объем переработки требуется строительство новых очистительных сооружений.

Ближайшая задача — строительство дополнительного сернокислотного производства на 100 тыс. кубов газа. И второй этап — еще одна производственная линия на 100 тысяч кубометров. В результате это даст нам возможность производить до 120 тысяч тонн черновой меди в год.

— В какие сроки планируется произвести эти работы?

— В апреле этого года мы начали переговоры с китайской инжиниринговой компанией. В первую очередь мы внимательно изучили созданные ею производства в Китае, ознакомились с опытом эксплуатации. В целом мы остались удовлетворены увиденным и сочли возможным продолжать работу с ними в этом направлении.

В конце сентября я вернулся из Китая, где мы уже обговаривали вопросы контракта по объемам проектирования производства и перечню оборудования, которое они должны будут нам поставить. Сейчас мы должны будем произвести экспертизу этих предложений — это займет примерно месяц — и выходить на подписание.

Сроки проектирования базового инжиниринга составляют полгода. За это время мы должны выйти на получение разрешения на строительство. Параллельно в 2011 году возможны заказы оборудования, особенно длительного срока изготовления, который может составлять до года. В 2012-м планируется уже полностью входить в строительство, а в первой половине 2013 года — запустить первую линию.

— Это производство будет ориентировано на новые ГОКи, которые сейчас разрабатываются в Челябинской области?

— Да, мы планируем полностью перерабатывать рудный материал с новых горно-обогатительных комбинатов, создаваемых Русской медной компанией.

— Будет ли предприятие после этого способно полностью перерабатывать новую руду?

— Я рассказал вам только часть программы модернизации. Я не случайно начал с сернокислотного производства, потому что без подготовки мощности для очистки и утилизации газов расширять производство нельзя. Мы сначала должны подготовить все условия для экологически безопасного наращивания производственных мощностей и только затем создавать их.

Параллельно с этим пойдут работы по расширению и модернизации плавильного комплекса, его инфраструктуры, некоторых объектов энергетического хозяйства. Мы планируем подвести окончание работ к 2014 году, к тому моменту, когда уже будет готово сернокислотное производство. В результате мы выйдем на те самые 120 тысяч тонн черновой меди в год, о которых я уже говорил.

— Как это скажется на развитии города Карабаш?

— Я думаю, что развитие производства повлияет на город самым благоприятным образом.

Так, в прошлом году Правительство РФ приняло программу помощи моногородам. В Карабаш приезжали чиновники из различных министерств, представители банков. И первое место, куда они шли, был завод. Они интересовались возможностями и перспективами работы. Они хотели получить информацию, поскольку производство реально может развиваться и идти вперед.

Мы показывали им свои планы. Под это город разрабатывает свои программы, которые найдут поддержку на федеральном и областном уровнях. И конечно, больше объемы производства — больше налоги.

Завод поддерживает достаточно тесную связь с городской администрацией. И на выборах в марте этого года главой города стал один из наших работников. В какой-то степени это накладывает на нас дополнительные социальные обязательства. И совместно мы разрабатываем комплексную программу развития «Карабашмеди».

В этом отношении уже начались первые конкретные действия, в том числе и с помощью губернатора Челябинской области. Начали выделяться деньги на благоустройство. По объему ремонта дорог было выполнено больше, чем за предыдущие 4 года. Наконец, в этом году идет сдача нового 5-этажного дома. Туда переселяются жители Карабаша из санитарно-защитной зоны.

В этом году начал действовать храм, построенный непосредственно при участии Русской медной компании. Это своего рода духовное возрождение города. И на следующий год есть планы.

Да и сама стабильная работа завода сказывается на жителях города. В последние годы люди получают стабильный заработок, который регулярно индексируется и повышается. В результате и местный малый бизнес стал более мобильным, появились новые магазины хорошего уровня. Начинает развиваться сфера услуг. И в этом не последняя заслуга завода и Русской медной компании.

— Как в последние годы меняется экологическая обстановка в городе?

— Карабаш давно перестал быть зоной экологического бедствия. Новые очистные сооружения, экологически чистое производство — все это сделано на европейском уровне. Такой завод мог бы работать в любом городе Дании, Голландии или Финляндии.

Улучшение экологической обстановки отмечают и жители, и власти. Раньше Карабаш был известен как город, где осень начинается весной: из-за высокого содержания серы на деревьях рано желтела и опадала листва. Сейчас такого нет. Это отметил и губернатор Челябинской области Михаил Юревич, посетивший празднование 100-летия предприятия 17 июля этого года. На пресс-конференции он сказал журналистам, что тут зелени больше, чем в Челябинске.

— Имеющиеся в городе рабочие ресурсы смогут обслужить предприятие? Развиваете ли вы программу подготовки новых кадров?

— Кадры сегодня — очень острая проблема. К сожалению, система профессионального технического образования была сильно запущена за последние 10 лет. Это признает и президент, недавно это звучало в одном из выступлений. На сегодняшний день мы не получаем готовых специалистов — электриков, слесарей, плавильщиков и так далее. К нам приходят молодые люди, которых мы обучаем у себя. Но наши возможности ограниченны.

— Завод разрабатывает собственные программы обучения?

— Да, мы просто вынуждены создавать собственные программы, получать соответствующие лицензии по различным категориям рабочих специальностей. Но это вынужденная мера. На мой взгляд, все-таки обучение должно строиться на базе профессионального образования. Принимая молодого человека, мы все равно его обучаем, но профессионалами становятся люди, получившие определенные навыки практической работы, — минимум через 2–3 года. А когда ребята приходят, уже имея какие-то навыки, с ними легче работать.

Кроме того, мы стараемся совершенствовать уже имеющиеся кадры. Так, собрали группу нашей молодежи, пожелавшей учиться в высшем учебном заведении. Получилось 9 человек. Направили их в филиал ЮУРГУ в Кыштыме, форма обучения — вечерняя заочная. Мы заключили договор, и с этого года группа пошла на обучение. Это работники от 25 до 30 лет, имеющие достаточный опыт, в которых есть потенциал не только технических специалистов, но и руководителей.

— Сейчас Русская медная компания инициировала процесс объединения карабашского и кыштымского заводов в одно предприятие. Чем объясняется такое решение?

— Причин несколько. Во-первых, оба предприятия находятся в едином технологическом цикле. Кыштым является продолжением технологической цепочки Карабаша. Мы связаны одними оборотными материалами. То, что является отходами одного производства, заходит как сырье на другое производство.

Объединение технологического цикла в рамках одного юридического лица приведет к улучшению управляемости всем процессом, упрощению планирования объемов производства, их выполнению, управлению и мобилизации финансовых потоков.

Мы затрагивали тему обучения кадров — она актуальна для обоих заводов, и в масштабах единого центра подготовки кадров этот вопрос будет решаться легче. Одновременно это позволит нам быстро перебрасывать кадры с одного объекта на другой.

Конечно, не стоит забывать и о сокращении издержек. На предприятиях есть дублирующие функции, которые можно сократить. Например, нет необходимости иметь две ремонтные бригады или два склада для однотипного оборудования. Такие вопросы очевидны и лежат на поверхности.

— На какой стадии находится процесс и когда он должен завершиться?

— Пока мы разрабатываем необходимый пакет юридических документов. Нужно составить программу, определить сроки и направления работы. Определить перечень государственных учреждений, с которыми необходимо согласовать эти вопросы. Я надеюсь, что в этом квартале мы ее закончим, а в следующем году уже приступим непосредственно к процессу объединения, который займет не меньше года.

— Не пострадает ли управляемость предприятием?

— От Карабаша до Кыштыма 40 километров, это не больше получаса езды. Это очень и очень немного. До этого я работал в Кольской горно-металлургической компании. Одно предприятие находилось в Мончегорске, другое было от него за 254 километра. Я был главным инженером — вполне управляется. А тут всего лишь 30 минут — не проблема.

— Позволит ли это как-то оптимизировать производственные процессы в плане технологических цепочек?

— Есть такая возможность. С одной стороны, единство технологической цепочки говорит о том, что на заводах нет параллельных процессов. Но возможности для модернизации есть.

Целесообразно в плане ремонта расширить функции и возможности подрядчиков, которые отпочковались из Кыштыма. Они обеспечивают строительные, монтажные, слесарные работы. Можно расширить этот участок и вовлечь в него Карабаш. Это разумно.

С точки зрения технологий есть другая возможность. Передел, находящийся в Кыштыме, можно перенести на территорию «Карабашмеди». Конкретно речь идет об анодном переделе. Это плавильное производство, в процессе которого черновая медь рафинируется и получается анодная, которая загружается на электролитическое рафинирование. Сейчас в конверторном переделе «Карабашмеди» слитки выплавляются в черновые блоки, остужаются и затем перевозятся на Кыштым, где плавятся вторично. То есть на это снова затрачивается определенная тепловая энергия. Если из конверторов выливают жидкую медь, логично было бы поставить анодную печь тут же, в Карабаше.

— Подразумевает ли объединение модернизацию производства в Кыштыме?

— Сейчас мы формируем такую программу. Речь идет об оптимизации основной технологической схемы по регенерации электролита. Это вопрос технологии. Есть желание получать большее количество катодной рафинированной меди. Сейчас технологически часть необходимо выводить в виде купороса. Он не так ликвиден, а затраты на производство больше. Устранение его из технологического процесса требует определенных капитальных вложений.

Электролизное производство на кыштымском заводе достаточно современное. В 80–90-х годах оно было лучшим в России. Но с тех пор появились новые интересные решения. Новое оборудование более автоматизированное, поэтому мы привлекаем ведущих специалистов в этой отрасли — компанию Outotec. Это крупная финская инжиниринговая компания. Мы хотим, чтобы она провела у нас технологический аудит и дала рекомендации, что нам делать для оптимизации в части распределения мощностей и применяемого оборудования.

Я надеюсь, что результаты аудита мы получим в конце января. Нам понадобится определенное время, чтобы переварить эту информацию. Уже в 2011 году мы составим перспективную программу развития предприятия. Как она будет реализовываться, зависит от того, как будут развиваться проекты горной базы Русской медной компании, как будет вестись работа по модернизации Карабаша.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
08.11.2010 Генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» Александр Голов: Кадры сегодня — очень острая проблема

УрБК, Екатеринбург, 08.11.2010. «Кадры сегодня — очень острая проблема. К сожалению, система профессионального ...

08.11.2010 Александр Голов: Модернизация медного производства будет продолжаться

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» и «Кыштымский медеэлектролитный ...

03.11.2010 Генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» Александр Голов: Развитие нашего производства повлияет на город самым благоприятным образом

УрБК, Екатеринбург, 03.11.2010. «Я думаю, что развитие нашего производства повлияет на город самым благоприятным ...

03.11.2010 Генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» Александр Голов: К 2014 году мы выйдем на уровень 120 тысяч тонн черновой меди в год

УрБК, Екатеринбург, 03.11.2010. «В апреле этого года мы начали переговоры с китайской инжиниринговой компанией. В ...

03.11.2010 Генеральный директор ЗАО «Карабашмедь» Александр Голов: «Карабашмедь» из одного из самых технологически отсталых превратилась в современное экологически чистое предприятие

УрБК, Екатеринбург, 03.11.2010. «За последние годы «Карабашмедь» из одного из самых отсталых в технологическом плане ...