03.02.2010

В Свердловской области собирают подписи под жалобой Президенту РФ Дмитрию Медведеву на действия ЗАО «Банк «Русский стандарт»

В Нижнем Тагиле начат сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру РФ, а также в администрацию Президента России Дмитрия Медведева с просьбой разобраться в деятельности ЗАО «Банк «Русский стандарт». Инициатором обращения выступило нижнетагильское отделение общественного движения «Молодые юристы России».


По словам руководителя местного отделения Евгения Рякина, в общественную организацию поступило и продолжает поступать много жалоб на методы взыскания банком «Русский стандарт» кредитной задолженности. Кроме того, уже в ходе изучения проблемы юристы обнаружили неоднократные нарушения кредитной организацией законодательства, а также Гражданского кодекса РФ при оформлении банком кредитных договоров.


«В августе прошлого года наше отделение начало оказывать в безвозмездном порядке помощь гражданам в сфере кредитных отношений. За это время нам поступило много жалоб на банк «Русский стандарт», в первую очередь, на методы выбивания долгов. Среди прочих — постоянные телефонные звонки, даже ночью; письма с угрозами; визиты коллекторов и т.д. Часто это находится за гранью закона. В частности, в письмах банк указывает статьи Уголовного кодекса, якобы свидетельствующие о том, что если человек не отдаст, то его посадят. Это явная ложь. Потому что нарушение договоров относится к гражданско-правовым отношениям и влечет за собой гражданско-правовую ответственность, но никак не уголовную», — рассказал УрБК Е. Рякин.


«Мы начали разбираться с этим делом и поняли, что не все так просто. Договоры по кредитным картам «Русского стандарта» нарушают закон. Например, если человек берет какую-то технику в кредит, ему прямо в этом кредитном договоре прописывают еще один договор — на карту, отказаться от которой нельзя. Это может быть квалифицировано как нарушение ФЗ «О защите прав потребителей», когда приобретение одной услуги обусловлено приобретением другой. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу, в заявлении на выпуск карты должны быть указаны, как минимум, размер кредита и проценты по нему. В случае с банком «Русский стандарт» не написано абсолютно ничего. Нарушений в договоре банка на самом деле масса», — продолжил глава нижнетагильского отделения общественного движения.


«Гражданский кодекс гласит следующее: если договор нарушает хотя бы одну норму права, то этот договор может считаться ничтожным. А в договорах «Русского стандарта» мы находим 4—5 нарушений закона», — добавил Е. Рякин.


По его словам, сбор подписей под обращениями продолжится до 10 февраля, после чего документ будет направлен в высшие инстанции.


Стоит отметить, что тема методов взыскания задолженностей по кредитным договорам стала для банков актуальной как никогда. Одним из последних эпизодов, получивших широкую известность, стал прецедент взыскания ОАО «Альфа-Банк» восьмирублевой задолженности по кредиту со своего постоянного клиента.


Напомним, скандальная история, в центре которой оказалось ОАО «Альфа-Банк», стала известна общественности благодаря блогеру под ником logra (Ирина Василевицкая). Женщина опубликовала в очередном посте свое письмо в банк, в котором она рассказала о недопустимо грубом обращении с ней сотрудников отдела по взысканию кредитов.


И. Василевицкая обслуживалась в банке более трех лет, но была переведена из категории клиентов в категорию должников по причине образовавшейся просрочки по кредиту, составившей всего 8 рублей. В связи с этим Ирине пришлось столкнуться с некорректным поведением сотрудников банка, регулярно звонивших ей по утрам, а также хамством с их стороны.


Подобные звонки повторялись неоднократно. Один из такого рода разговоров И. Василевицкая зафиксировала, разместив аудиозапись в блоге.


В условиях ожидаемого Банком России роста просроченной задолженности до 12—13% к середине года банки, вероятно, будут использовать всевозможные меры по борьбе с этим явлением. Остается надеяться, что большинство из них все-таки будет следовать букве закона.


Независимые эксперты предлагают пострадавшим свои варианты действий в конфликтной ситуации.


«Исполнительное производство содержит два варианта действий. Первый — добровольное погашение задолженности должником. В таких случаях кредитные учреждения прибегают к использованию словесных аргументов, чтобы заставить людей погасить долг. Однако профессиональные дебиторы просто не реагируют на подобные приемы. Второй вариант — подача исполнительного листа в службу судебных приставов. Приставы же действуют в рамках закона и могут арестовать и реализовать арестованное имущество и запретить должнику выезд за границу. Таким образом, очевидно, что набор исполнительских действий достаточно мал. В итоге, как показывает практика, сегодня существует очень мало законных способов по взысканию имущества с должника», — отмечает адвокат Иван Кадочников.


«Всем этим гражданам необходимо обратиться не к общественникам, а в суд с иском о компенсации морального вреда. Массовое обращение людей в судебный орган — самый действенный способ, поскольку именно использование судебного механизма позволит разрешить эту ситуацию. В итоге представители данного кредитного учреждения просто замучаются ходить в суд. Ведь очевидно нарушение со стороны банка. Стоит отметить, что решение суда подлежит исполнению в обязательном порядке», — заявил УрБК вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
28.04.2010 В Екатеринбурге открывается «горячая линия» для пострадавших от действий ЗАО «Банк «Русский стандарт»

УрБК, Екатеринбург, 28.04.2010. Екатеринбуржцы, пострадавшие от действий ЗАО «Банк «Русский стандарт», отныне могут ...

28.04.2010 В Екатеринбурге начала работу «горячая линия» для пострадавших от действий ЗАО «Банк «Русский стандарт»

Екатеринбуржцы, пострадавшие от действий ЗАО «Банк «Русский стандарт», отныне могут позвонить на «горячую линию», ...

10.02.2010 Нижнетагильское отделение общественного движения «Молодые юристы России»: С банком «Русский стандарт» мы будем бороться до последнего

УрБК, Екатеринбург, 10.02.2010. Завершился сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру РФ, администрацию ...

02.02.2010 Жители Свердловской области готовят жалобу Президенту РФ Дмитрию Медведеву на действия ЗАО «Банк «Русский стандарт»

В Нижнем Тагиле начат сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру РФ, а также в администрацию Президента ...

02.02.2010 Руководитель нижнетагильского отделения общественного движения «Молодые юристы России» Евгений Рякин: На методы работы ЗАО «Банк «Русский стандарт» поступает много жалоб

УрБК, Екатеринбург, 02.02.2010. В Нижнем Тагиле начат сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру РФ, а ...