Статьи
07.10.2020

Поддельный банк

Поддельный банкВ Екатеринбурге за последнюю неделю в полицию обратилось сразу пять человек, пострадавших из-за мошенничества с банковскими счетами. Во всех случаях злоумышленники действовали по одному сценарию — представлялись сотрудниками банка и заявляли потерпевшим о финансовых угрозах. Сама по себе схема не новая — аферисты действуют по ней не один год. Другой вопрос, что вопреки сложившимся стереотипам на эту уловку попадаются не только пожилые люди, но и клиенты банков, хорошо знакомые с онлайн-инструментами.

Один за другим потерпевшие от действий лжесотрудников банков начали обращаться в полицию с конца сентября 2020 года. Так, 26 сентября в органы внутренних дел обратился сотрудник IT-компании в Екатеринбурге, который перевел 2,3 млн руб. предполагаемым мошенникам. По словам программиста, ему позвонил неизвестный, который от имени сотрудника банка спросил у потерпевшего о заявке на кредит. Екатеринбуржец сказал, что заем не оформлял.

Лжесотрудник банка, в свою очередь, заверил программиста, что на него оформляют кредит, и материалы уже переданы в службу безопасности учреждения. Затем потерпевшему позвонил другой предполагаемый мошенник и предложил екатеринбуржцу перевести средства с кредитного счета на зарплатную карту. После этого программист, следуя полученным инструкциям, обналичил деньги и перевел на указанные счета.

В тот же день в полицию обратился еще один житель Екатеринбурга, который по той же схеме отдал лжесотрудникам банка 1,3 млн руб. Другой потерпевший — 55-летний мужчина — перевел на счета аферистов 3,3 млн руб.

В начале октября подобные обращения от обманутых горожан продолжали поступать в полицию. Так, 4 октября 2020 года в отдел полиции № 5 обратилась 36-летняя женщина с заявлением о краже с банковских счетов 45 тыс. руб. 6 октября стало известно, что злоумышленники обманули жительницу Екатеринбурга, которая перевела им 300 тыс. руб.

При этом в городском УМВД ранее признавали, что преступления, совершенные с помощью IT-телефонии, раскрываются очень долго — на протяжении не одного года, поскольку злоумышленники действуют из других городов, а то и стран.

Другой вопрос — в информационном обеспечении самих клиентов, особенно на фоне заявленной цифровизации банковской системы. Отметим, что в последнее время мошенники стараются все чаще воздействовать на счета жертв посредством сторонних приложений. Показателен и тот факт, что с января по май 2020 года удвоилось количество подставных сайтов российских банков (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Наибольшую активность в профилактике на данный момент проявил Банк России и его региональные подразделения. К примеру, Уральское управление ЦБ РФ организовало онлайн-курсы по финансовой грамотности, в том числе по защите от мошенничества. Однако занятия проведут в основном для лиц пожилого возраста, хотя, как было сказано выше, пенсионеры все реже становятся жертвами аферистов.

Финансово-кредитные учреждения в лучшем случае ограничиваются массовой рассылкой с предупреждениями. Однако опрошенные УрБК клиенты различных банков говорили, что разъяснительной работы по мошенничествам с ними не проводили, алгоритмы действий на случай подозрительных звонков им не предлагались. Некоторые из респондентов говорили, что в подобных ситуациях самостоятельно связывались с банками.

«Это все, конечно, проводится на усмотрение банков, которые на самом деле стремятся отметиться как можно чаще в медийном пространстве. И на фоне этих событий было бы отличным маркетинговым ходом напомнить о себе клиентам. К слову, ряд банков уже сделали рассылки клиентам с напоминаниями не сообщать конфиденциальную информацию посторонним лицам. Думаю, другие финансово-кредитные учреждения также известят об опасности своих клиентов, вопрос — как и в какой форме», — рассказал УрБК независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.

В то же время он усомнился, что участившиеся случаи мошенничества могут дискредитировать банки и предлагаемые ими онлайн-продукты. Хотя, как полагает Г. Вахитов, обманутые мошенниками клиенты действительно могут обвинить финансово-кредитные учреждения в своих бедах.

Однако по мере развития и продвижения банковских онлайн-продуктов клиенты все чаще будут задаваться вопросом об их безопасности. Особенно на фоне участившихся случаев мошенничества.

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
30.09.2020 Житель Екатеринбурга передал лжесотрудникам банка более 3,3 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 30.09.2020. Житель Екатеринбурга перевел 3,3 млн руб. предполагаемым мошенникам, которые ...

29.09.2020 Программист из Екатеринбурга перевел лжесотрудникам банка 2,3 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 29.09.2020. Сотрудник IT-компании в Екатеринбурге перевел 2,3 млн руб. предполагаемым мошенникам, ...

20.05.2020 С начала 2020 года от мошенников пострадали сотни клиентов Сбербанка в Свердловской области

Клиенты зарплатных проектов ПАО «Сбербанк» составили большую часть потерпевших от мошеннических действий в Свердловской ...

20.05.2020 С начала 2020 года от мошенников пострадали сотни клиентов Сбербанка в Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 20.05.2020. Клиенты зарплатных проектов ПАО «Сбербанк» составили большую часть потерпевших от ...

05.12.2019 В Нижнем Тагиле полиция практически ежедневно регистрирует факты мошенничества в отношении держателей банковских карт

УрБК, Екатеринбург, 05.12.2019. В Нижнем Тагиле практически ежедневно регистрируются факты мошенничества в отношении ...