Статьи

Антигрязевая кампания

13 март 2017 (16:24)

К концу марта администрация Екатеринбурга заключит контракт с Институтом промышленной экологии УрО РАН, по которому ученые проведут масштабное исследование источников городской грязи. В результате чиновники получат ориентир, на что следует обратить внимание в своей антигрязевой кампании, а сотрудники УрО РАН — данные для дальнейших научных работ и 1,8 млн руб. из городского бюджета. Однако насколько это исследование окажется полезным на практике, остается под вопросом: некоторые экологические проблемы регламентируются на федеральном уровне, и вряд ли администрация сможет повлиять на их решение.

Грязь в прошлом

Напомним, что это не первое исследование источников грязи в Екатеринбурге. Тема получает общественный резонанс уже на протяжении нескольких лет. В апреле 2012 года Евгений Липович (тогда заместитель главы администрации города, недавно покинул свой пост — прим. ред.) заявил в эфире одного из местных телеканалов о переговорах с сотрудниками кафедры дорожного строительства и транспорта Уральского лесотехнического университета.

Антигрязевая кампания

«Сегодня, я прямо скажу, мы провели переговоры с кафедрой дорожного строительства и транспорта Лесотехнической академии. Мы сегодня обсуждаем вопрос о работе, которую они должны сделать для города, — это происхождение грязи. Тяжело бороться с явлением, если мы не знаем его природу. Масса предположений. Кто-то считает, что это газоны, кто-то — строители», — сообщил Е. Липович.

Однако, как выяснилось спустя пять лет, указанная работа не устраивает администрацию города по глубине исследования. Кроме того, по словам председателя комитета по экологии и природопользованию Егора Свалова, ранее на эти цели из местного бюджета деньги не выделяли. При этом 1,8 млн руб. оказываются не такой существенной суммой для Екатеринбурга, который тратит свыше 1 млрд руб. на уборку городских территорий.

«Мы все-таки хотим понять, как и какой аспект влияет на городскую среду. Насколько, допустим, строительный комплекс влияет на наличие пыли, как влияет роза ветров. Мы хотим понять состав городской почвы — это торф, земля, глина? — чтобы вырабатывать управленческие решения для развития городской среды. Это надо сделать, и хорошо, что мы к этому пришли», — прокомментировал он.

Как ранее писал УрБК, прошлой весной глава Екатеринбурга Евгений Ройзман направлял в Уральское отделение Российской академии наук техзадание на изучение грязи. В феврале 2017 года администрация объявила конкурс, который признали несостоявшимся из-за единственного участника — Института промышленной экологии УрО РАН. Однако действующее законодательство позволяет заключить в таком случае контракт, если участник полностью соответствует заявленным в конкурсной документации требованиям. При этом сотрудники института входили в рабочую группу по подготовке конкурсной документации, поэтому стоит ли говорить, что проблем здесь не возникло.

Грязь в настоящем

По мнению заместителя директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН Ильи Ярмошенко, остальные потенциальные участники конкурса не стали заявляться из-за общественного давления, которое испытывают вовлеченные в решение вопроса стороны.

«Мы, безусловно, будем сотрудничать и с «горняками» (УГГУ — прим. ред.), и с другими институтами, привлекать их к этой работе. У меня лично сложилось впечатление, что такое значительное существенное внимание общества и прессы многим показалось препятствием для участия в конкурсе. Не все готовы работать под таким пристальным вниманием», — считает он.

Теперь сотрудникам ИПЭ УрО РАН предстоит взять 100 проб грязи и 18 — атмосферной пыли на шести площадках Екатеринбурга в разное время года, а потом проанализировать. Срок выполнения контракта обозначен в конце декабря 2017 года. Ученые изучат грязь, взятую на улицах Смазчиков, Краснолесья, Родонитовой, Маршала Жукова, Машиностроителей, Лукиных. Они будут исследовать состав грунта, дорожной пыли, дворовую грязь, отберут пробы с мест парковок на газонах и детских площадок.

Антигрязевая кампания

«Для горожан сама по себе грязь является таким же тревожащим, таким же неприятным, отрицательным фактором окружающей среды как, предположим, свинец. Это тоже необходимо учитывать в экологических исследованиях. На самом деле, для нас это будет интересная научная задача. Город Екатеринбург достаточно уникальный. Он большой, но находится в суровых климатических условиях. Здесь у нас и холод, и снег, и перепады через ноль. Воздействие на среду идет и климатическое, и антропогенное. Город очень быстро растет, количество автомобилей за последние несколько десятков лет возросло существенно», — рассказал Илья Ярмошенко.

Стоит отметить, что с учетом выполнения сроков контракта (заключен в марте, необходимо выполнить до конца 2017 года), зимние месяцы оказываются практически исключены из результатов наблюдения. По словам И. Ярмошенко, такие сроки даже вызвали некоторые споры при составлении контракта. Однако ученые уже сейчас взяли необходимые пробы зимней грязи.

Грязь в будущем?

При этом пока остается под вопросом, насколько указанное исследование реально поможет Екатеринбургу в борьбе с грязью. Так, администрация города не откажется от использования противогололедных материалов, если источником загрязнения окажется, например, «Бионорд» — это противоречит ГОСТу, подчеркнул Егор Свалов. А в случае со стройплощадками — правила благоустройства и так требуют укрывать фасады, чтобы пыль не разлеталась, однако большинство компаний ими пренебрегает.

«Мы завод заставить снизить количество выбросов не сможем. Но есть министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, есть Управление Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу, которые могут на эти процессы повлиять. Почему бы не поднять общественность, которая будет привлекать к этому вопросу внимание и за счет этого побуждать владельцев заводов ставить новые фильтры, менять их в установленные сроки регламента? Если ничего не делать, конечно, ничего не поменяется», — пояснил Е. Свалов.

Напомним, в последние годы администрация Екатеринбурга методично выстраивала политику ограничений для личного транспорта в городе, вынуждая жителей пересаживаться на общественный транспорт. Если результаты нового исследования покажут в качестве основного источника грязи автомобили, чиновники намерены ее продолжить. Однако пока специалисты отказываются прогнозировать, что же окажется главной причиной грязи в Екатеринбурге.

Другие материалы по теме:


Loading...