Статьи

Горнолыжникам придется экономить

9 октябрь 2015 (15:07)

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comТекущий осенне-зимний сезон, по мнению экспертов, будет непростым для туристической отрасли Екатеринбурга. Хрупкий баланс, достигнутый на рынке прошедшим летом, может вновь нарушиться вследствие ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро». С учетом кризисных явлений в экономике это неизбежно приведет к дальнейшему снижению объемов продаж по зарубежным направлениям, в том числе горнолыжным. Ожидаемый рост интереса к бюджетному отдыху на отечественных горных курортах сможет его скомпенсировать лишь частично.

По словам участников рынка, наступивший осенне-зимний сезон имеет ряд особенностей, которые негативно сказываются на объеме турпотока. Помимо неблагоприятных общеэкономических факторов, это введение обязательной дактилоскопии при получении шенгенской визы, охладившее на время интерес к отдыху в Европе, а также, в наибольшей степени, ситуация с уходом с рынка второго по величине российского авиаперевозчика — АК «Трансаэро».

«Даже если туристов, купивших туры у партнеров «Трансаэро», удастся развезти, все равно рейсы будут по совсем иному расписанию — это существенно изменит всю картину на рынке. И неизбежно произойдет сокращение зимних программ», — рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Все эти факторы на фоне снижения платежеспособности населения приводят к тому, что туристская активность граждан зимой 2015-2016 года будет достаточно низкой. Впрочем, как отмечает вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, по сравнению с другими видами зимнего отдыха, в меньшей степени пострадает «горнолыжка».

«Горнолыжники являются наиболее устойчивым сегментом потребителей — в основном эти туристы все же постараются поехать кататься, хотя выберут более экономичные туры: снизят категорийность отелей, допустим, с пяти до четырех или даже трех звезд, сократят продолжительность отдыха, будут искать более оптимальные направления. Кроме того, глубина продаж будет меньше, чем в прошлые годы: и туристы, и туроператоры сейчас очень осторожны в этом смысле», — пояснил Юрий Барзыкин.

По оценкам экспертов, наиболее востребованными на рынке турпродуктов в этот период останутся экономичные туры стоимостью не более 50 тыс. руб.

«В основном это будут путевки не столько на Новый год, сколько на зимний каникулярный период. Такие туры стоимостью 50 тыс. руб. и менее будут востребованы и распроданы до конца октября или даже до его середины. В основном это будут российские курорты, главным образом, Сочи, куда есть прямое авиасообщение из Екатеринбурга. На наиболее дорогие туры также останется спрос, но он составит очень небольшую долю продаж», — рассказал Михаил Мальцев.

Участники рынка ожидают, что в результате сокращения полетных программ авиакомпаний из Екатеринбурга существенно «просядет» среднеценовой сегмент зарубежного горнолыжного отдыха. В приемлемую для жителей региона ценовую категорию теперь будут попадать в основном отечественные горные комплексы.

«Если раньше по горнолыжным направлениям были прямые рейсы из Екатеринбурга на курорты Болгарии, Турции, Словакии, Чехии, Андорры, то теперь этого разнообразия нет. На сегодняшний день остается только Мюнхен, через который часть туристов направляется на горнолыжные курорты Австрии, и Сочи. Причем если рассматривать Мюнхен, только один перелет будет стоить более 75 тыс. руб., тогда как в Сочи — 25 тыс. руб.», — пояснил Михаил Мальцев.

В то же время эксперты сходятся во мнении, что несмотря на большой шаг вперед в организации отдыха, далеко не все российские курорты могут предложить условия, сопоставимые по качеству с зарубежными.

«Мы очень быстро развиваемся и по уровню сервиса не уступаем зарубежным комплексам. Но пока можем предложить около 80 км трасс, в то время как европейские курорты — более 200 км. Проживая в одном отеле, туристы могут кататься, допустим, в трех долинах», — отметила директор по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» Ольга Филипенкова.

«Кататься можно не только в Сочи, но и по всей России: свои программы предлагают и Архыз, и Приэльбрусье, и другие курорты. Однако отечественным комплексам есть к чему стремиться. Нужно, чтоб не было очередей на подъемниках, чтобы параллельно развивались другие виды сервиса, допустим, бассейны, спа: если на отдых едет семья, кто-то может кататься, а кто-то — купаться в это время», — полагает Юрий Барзыкин.

Что касается уральских горнолыжных комплексов, на сегодняшний день эксперты не считают их конкурентоспособными в данном формате не только по качеству обслуживания и средств размещения, но и по техническим характеристикам.

«В Свердловской области есть неплохие курорты, но сами горнолыжники считают их пригодными в основном для начинающих или в режиме программ выходного дня. У нас и перепады высот недостаточны, и протяженность трасс, и погодные условия далеко не всегда позволяют кататься. Несколько лучше ситуация в Челябинской области, но там на пиковые даты очень высокие цены на средства размещения: в Новый год они достигают 15-20 тыс. руб. за ночь», — рассказал Михаил Мальцев.

Таким образом, в ближайшей перспективе туристический рынок Екатеринбурга продолжит сокращаться: эксперты полагают, что снижение объемов продаж может составить около 15%. В число приоритетов горнолыжников в текущем сезоне попадут отечественные курорты, однако этот интерес может оказаться временным. По словам Юрия Барзыкина, через 2-3 года сегмент зарубежного туризма восстановится, и предпочтения туристов могут снова измениться.

Другие материалы по теме: