VIP-Интервью
02.12.2014

Константин Мочалов: Необходимо улучшить отношение к предпринимателям в обществе

Фотография предоставлена Константином МочаловымНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о поддержке предпринимателей на Среднем Урале и фундаментальных проблемах ведения бизнеса в регионе ответил председатель Свердловского регионального отделения «Ассоциации молодых предпринимателей» Константин Мочалов.

— Константин Леонидович, чем занимается ваша общественная организация? Каким образом вы поддерживаете молодых предпринимателей?

— Ассоциация молодых предпринимателей появилась в 2011 году. К тому времени я длительное время занимался бизнесом. Поэтому знал обо всех основных проблемам, которые мешают работать молодому предпринимателю. В связи с этим появилась идея изменить бизнес-среду. Проблема поддержки предпринимателей всегда была актуальна. Наша организация регулярно проводит бизнес-форумы, занимается обучением, оказывает адресную финансовую поддержку бизнесменам. Сейчас мы вклинились в проект по улучшению городской инфраструктуры Екатеринбурга. Этой теме будет посвящен очередной конкурс: «Лучший молодой предприниматель Свердловской области». В рамках него мы попытаемся вовлечь наиболее способных бизнесменов в работу с инфраструктурой столицы Среднего Урала.

— Сколько молодых предпринимателей входит в состав вашей организации? Кто является спонсором ассоциации?

— В состав нашей организации входит около 200 человек. Однако у нас нет задачи постоянно увеличивать число членов ассоциации. Мы работаем абсолютно со всеми предпринимателями, которых считаем молодыми: оказываем адресную поддержку каждому заинтересованному. Хочу подчеркнуть, что наша организация регулярно взаимодействует со всеми отраслевыми союзами Свердловской области, а также с бизнес-союзами: Опорой России, Союзом промышленников и предпринимателей, Союзом малого и среднего бизнеса и т. д. Если говорить о финансировании, то ассоциация живет за счет взносов членов, которые в нее входят. Также мы привлекаем партнеров-спонсоров под те или иные мероприятия (к примеру, банки). Кроме того, активно участвуем в процессе получения грантов. Однако прямого бюджетного финансирования у нас нет. Мы зарабатываем деньги самостоятельно: каждый из нас занимается бизнесом.

— Почему вы решили заняться общественной деятельностью? Какая у вас была мотивация?

— Я долгое время занимаюсь бизнесом, поэтому прекрасно знаю, что в нашем обществе не хватает предпринимательской активности. Многие бизнесмены пассивны в общественной деятельности. Они мыслят исключительно категориями «прибыль», «доходы», «расходы». Предприниматели не понимают, что можно улучшить бизнес-среду. В этом направлении вижу две основные проблемы. Первая — отсутствие необходимой репутации у бизнеса в обществе, то есть нет моды на предпринимательскую деятельность. Вторая — плохая инфраструктура для ведения бизнеса: она не всегда может конкурировать с другими странами. В первую очередь я имею в виду инвестиции, технопарки, технополисы и т.д. Для сравнения, к примеру, в Гонконге удалось создать принципиально иную модель организации бизнес-среды. Это настоящий хаб, который прокачивает через себя практически весь китайский капитал. Уровень развития бизнеса здесь находится на абсолютно другом уровне.

— То есть вы хотите улучшить предпринимательский климат в России?

— Конечно. Я патриот своей страны. Ранее регулярно сталкивался с ситуациями, когда развитие моего бизнеса в силу разных причин оказывалось под вопросом. В тот момент я имел возможность уехать за границу, однако остался в России. Вижу свою миссию в том, чтобы улучшить в нашей стране условия для ведения бизнеса. Только так мы поднимем экономику. Общественная организация сильна тем, что она влияет на массовое сознание, на умы людей. Мы через наших партнеров, агентов, СМИ доносим до граждан определенную информацию. Это имеет сетевой эффект. Иными словами, если широко и долго вещать о том, что необходимы изменения, то в обществе со временем появляется в них потребность. Чиновники не могут не считаться с общественным мнением. Даже в самом авторитарном обществе правитель не может не учитывать волю народа.

— Какие существуют стереотипы, связанные с ведением бизнеса в России?

— В головах людей есть масса заблуждений. К примеру, в 1990-х годах предпринимателя часто представляли как человека с автоматом. В советское время — как спекулянта-мошенника. Иными словами, бизнесмена всегда выставляли в плохом свете. Поэтому сейчас необходимо улучшить репутацию предпринимателей в общественном сознании. Другая сложность — отсутствие бизнес-династий в РФ. В связи с этим в умах некоторых бизнесменов отсутствует специальное мышление, которое позволяет ему не мыслить категориями «прибыль», «доходы» и «расходы». Сейчас постепенно ситуация меняется к лучшему.

— Оказываете ли вы адресную поддержку молодым предпринимателям?

— Мы работаем с молодыми предпринимателями двух категорий: неопытными и опытными. Для первой наиболее актуально «натаскивание», обучение, подсказки. На мой взгляд, для того, чтобы взять старт в бизнесе, вообще ничего не надо. Даже денег. К примеру, с финансированием может помочь наша ассоциация. Для второй категории наиболее актуальны вопросы роста. Здесь мы взаимодействуем со Свердловским областным фондом развития предпринимательства, с венчурными компаниями, с банками и пр. Таким предпринимателям мы можем помочь оптимизировать схему логистики, найти общую информацию о рынке и пр.

— Насколько серьезные денежные средства вы выделяете бизнесменам?

— Предпринимателям нет особого смысла помогать. Те, кого за уши тащат — это не бизнесмены. Поэтому вся наша помощь строится не на бездумном выделении финансовых ресурсов, а на взаимодействии. Хотел бы подчеркнуть, что практически всю помощь молодым предпринимателям мы оказываем бесплатно.

— Каких результатов вам удалось добиться за последний год?

— Мы пересмотрели подход к работе. Сейчас немного сузили точки приложения усилий. Работаем только в тех направлениях, которые считаем наиболее перспективными. В частности, занимаемся реализацией проекта международного логистического центра, проводим конкурс на звание лучшего молодого предпринимателя и т. д.

— Что вы думаете по поводу последних внешнеполитических и внешнеэкономических событий? Как это влияет на бизнес?

— Безусловно, это сказывается на настроении предпринимателей. Они чувствуют некоторую тревожность. Особенно сильно пострадали те, кто работал на внешних рынках. Они сейчас пересматривают стратегию развития. Многие переориентируются на Китай и другие страны Азии. В этом есть серьезные минусы. Очевидно, что уровень развития технологий в Европе намного выше. Азия — это, скорее, рынок для сбыта, а не источник финансирования и технологий. С другой стороны, любой кризис дает дополнительные возможности для роста.

— Когда в российском обществе изменится отношение к предпринимателям? Сколько должно пройти времени?

— Лучший способ предсказать будущее — создать его. При желании можно изменить ситуацию за два года. Многое зависит от СМИ, от воли людей, которые будут заинтересованы в этом. С каждым годом у нашей общественной организации аккумулируется все больше интеллектуальных ресурсов. Поэтому мы также надеемся внести свою лепту в это нелегкое дело.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
01.12.2014 Константин Мочалов: Необходимо улучшить отношение к предпринимателям в обществе

На вопросы УрБК ответил председатель Свердловского регионального отделения «Ассоциации молодых предпринимателей» ...

18.11.2014 В Екатеринбурге выбирают лучшего предпринимателя Свердловской области

УрБК, Екатеринбург, 18.11.2014. В Екатеринбурге стартовал конкурс за звание лучшего бизнесмена Свердловской области. Об ...

30.06.2014 Более 70% молодых предпринимателей столкнулись с нехваткой финансирования для развития бизнеса

УрБК, Москва, 30.06.2014. Основной проблемой, с которой столкнулись более 70% молодых предпринимателей, стал недостаток ...

20.08.2013 Предприниматели Свердловской области смогут пройти бесплатное обучение в трех вузах

УрБК, Екатеринбург, 20.08.2013. Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства завершил отбор ...

29.11.2011 Руководитель проекта по кредитованию малого бизнеса ОАО «ВУЗ-банк» Олег Попков: Мы охотно кредитуем даже начинающих предпринимателей

УрБК, Екатеринбург, 29.11.2011. Молодые бизнесмены очень часто считают, что заемные средства им недоступны, а также ...