Авторская колонка

Дмитрий Жданухин о взыскании проблемных корпоративных долгов

17 октябрь 2014 (16:02)

Дмитрий Жданухин о взыскании проблемных корпоративных долговВ кризисных условиях эффективность взыскания проблемных долгов собственными силами или через обращение к профессионалам сильно зависит от своевременности предпринимаемых действий. Ведь промедление в несколько недель или дней может обернуться решением должника о банкротстве, выводом активов, успешным напором других кредиторов. Одновременно опасна при неблагоприятном экономическом положении потеря важного клиента, например, большой торговой сети, из-за отказа от рассмотрения компромиссных вариантов, предоставления дополнительной отсрочки либо иного проявления необоснованно жесткой позиции.

Выходом из этой проблемной ситуации может быть внимание к индикаторам, свидетельствующим о, вероятно, неразрешимых долговых проблемах, и составление предварительных программ взыскания.

Начнем с ключевых индикаторов. Мы обращаем внимание на следующие сигналы о возможных проблемах:

1. Внезапные изменения в Едином государственной реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), то есть смена состава участников, руководителя, адреса (особенно на другой регион). Это все можно отслеживать через портал ФНС или специальные базы (СПАРК, Контур.Фокус, Интегрум), часть из которых весьма доступна по цене и постоянно совершенствуется.

Также анализ ЕГРЮЛ необходим для выявления связи бизнесов. Этот сигнал важен, когда проблемы одного направления могут решаться за счет другого. Например, в кризис 2008 года достаточно успешная сеть магазинов детских товаров «Банана-мама» разорилась, по мнению некоторых экспертов, из-за долговых проблем сети «Эльдорадо», которая принадлежала той же группе лиц.

2. Появление в картотеке арбитражных дел, системах типа Росправосудие.ру информации о поданных исковых заявлениях от контрагентов. Чуть отвлекаясь, замечу, что, обсуждая тему важных примет долговых сложностей, часто приходилось слышать, что лучший индикатор — неформальное общение с финансовым директором организации-должника. Однако ведь не всегда есть возможность такого общения, а результатом подобных бесед как раз и может стать обращение обладателя инсайдерской информации в суд. Также важно проверять информацию о состоянии организации должника и связанных с ней организаций в базе исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов (ФССП РФ).

3. Сообщения в Интернете и СМИ о срыве переговоров, о продаже части или всего бизнеса должника. Всегда есть вероятность, что потенциальный покупатель, подробно ознакомившись с ситуацией, как раз и увидел безнадежность положения той или иной организации.

4. Появление в аналитических материалах для профессиональных инвесторов информации о чрезмерной долговой нагрузке организации и возможности негативного развития событий (это актуально для крупных должников).

5. Размещение в сети Интернет большого количества резюме действующих и бывших работников той или иной организации (это легко ищется в поисковых системах «Яндекс», Google через запрос «название организации» + «резюме»).

6. Распространение большого количества негативных отзывов контрагентов и потребителей об организации-должнике на специализированных форумах.

Таким образом, если есть указанные индикаторы, то необходимо подумать хотя бы о предварительной программе взыскания, в которой кроме юридических действий стоит предусмотреть использование более оперативных методик корпоративного коллекторства или расширенной претензионной переписки. Эта последовательность возможных действий базируется на исследовании ключевых, то есть наиболее важных контрагентов и партнеров организации-должника, моделировании вероятных сценариев развития событий. Содержание программы взыскания составляют юридические действия (обращение в суд, начало уголовного преследования и т.д.), многоходовые угрозы PR-сопровождения (точечного и массовое информирование целевых аудиторий), переговорные процедуры и т.д.

В целях максимально быстрого взыскания претензионная работа расширяется в части адресатов претензий (ими могут стать деловые партнеры, контрагенты, объединения предпринимателей, контролирующие органы и др.), содержания претензий (указания на стандарты деловой этики и системные последствия, «юридический блеф»), формы претензий (не только письма, но и проект юридических и информационных текстов, пресс-релизы).

Нередко эффективным методом взыскания проблемного крупного долга становится анонсирование коллекторской пресс-конференции, то есть специального мероприятия, на котором планируется обсуждение долговой проблемы и возможной недобросовестности реальных владельцев организации-должника. Пресс-конференция актуальна в связи со своим системным воздействием на всех оппонентов, кто связан с бизнесом.

Все это поможет во время кризиса не думать об упущенном времени, дожидаясь назначения очередного, иногда уже бесполезного судебного заседания.

Другие материалы по теме: