Психологи и искусственный интеллект

Развитие искусственного интеллекта ставит под угрозу все новые и новые профессии. Очередные агенты на основе ИИ готовятся заменить значительное число людей умственного труда, в том числе — психологов.
На конференции AI Journey команда Сбера представила дальнейшее развитие нейросети GigaChat: пользователям стал доступен набор персональных помощников на базе искусственного интеллекта, способных решать задачи, поставленные пользователем. В настоящий момент нейросеть представляет выбор из 4 агентов — «Литрес», «Турист», «Mind map» и «Аналитик». Еще несколько агентов находятся на сайте с пометкой «Скоро будет». Среди них — агент «Психолог». Согласно приведенному описанию, он «поддержит в трудный момент, поможет разобраться в эмоциях и найти опору в трудных ситуациях». Разработчики указывают, что он будет способен совершить разбор ситуации, дать эмоциональные реакции и рекомендации по самопомощи, оказать пользователю мягкую поддержку, научить упражнениям на снижение тревоги и показать техники работы со стрессом и выгоранием. Фактически такой агент может стать конкурентом реальным психологам и произвести революцию на рынке психологических услуг.
Некоторые представители индустрии согласны с тем, что развитие технического прогресса начинает угрожать их профессии.
«Подобные сервисы — это действительно конкуренты реальным психологам, причем сразу в нескольких аспектах. Это и деньги, ведь такие сервисы бесплатны, и время, потому что к ним можно обратиться в любой момент без записи и очереди, хоть посреди ночи. Кроме того, есть люди, которым сложно рассказывать о себе живому специалисту, но куда проще доверить свои мысли и чувства безличному сервису», — отмечает психолог Виктория Селихова.
В то же время представители индустрии уверены, что пока ИИ настоящего психолога заменить не в состоянии.
«Продукты на основе искусственного интеллекта не заменят живую работу с психологом, потому что психотерапия — это не обмен информацией и не „разговор по душам“, а исцеляющие отношения и интегративная работа, где задействованы сразу четыре канала: тело, эмоции, мысли и образы. ИИ принципиально слеп к трем из них и не способен работать с целостной системой», — отмечает психолог Светлана Модорова.
«Не поддаются автоматизации краеугольные камни медицины, основанные на опыте и чувствах. Это эмпатия и терапевтический альянс. Искусственный интеллект не может искренне сопереживать, разделить боль пациента или установить с ним доверительные исцеляющие отношения», — соглашается психолог Анна Цоколова.
«ИИ — мощный инструмент для психообразования, самопомощи, полезный тренажер и ассистент в процессе психотерапии, но он не способен заменить живого психолога, так как лишен главного инструмента терапии — человеческого присутствия и способности работать со всей целостностью человеческого „Я“. Психологи используют ИИ для поддержки клиента в перерывах между сессиями, но заменить живой терапевтический контакт, основанный на подлинной эмпатии, нейрохимии и совместном опыте, он не в состоянии. Потому что душа лечится душой, а не кодом», — считает психолог Светлана Модорова.
«Если личностный кризис представить через метафору: человек „заблудился в сумрачном лесу“, то ИИ — GPS-навигатор. Он покажет карту, предложит маршрут, выдаст сухую инструкцию: „через 200 метров поверните налево“. Но живого попутчика, который пройдет этот рисковый путь рядом, он не заменит. Чем дальше в лес, тем больше вы будете рады человеку, который на вашей стороне и уверенно чувствует себя в таких дебрях. Он разделит с вами трудности, подаст руку, когда вы споткнетесь, его спокойное дыхание придаст вам сил. Таким попутчиком и является психолог», — развивает свою мысль Светлана.
По ее мнению, главная проблема искусственного интеллекта — невозможность работы с невербальной информацией, телесными проявлениями, эмоциями, образами и смыслами.
«ИИ воспринимает слова, но не видит дрожащих рук, не слышит изменения тембра голоса, не чувствует напряжения в позе клиента. В современной интегративной психотерапии именно эти сигналы — ключ к глубинным проблемам. Речь — канал передачи содержания, реакции тела — смысловой канал. Именно несогласованность сообщения по этим каналам передает психологу информацию о конфликте личности. Когда клиент, проговаривая „я не злюсь“, сжимает руки в белые костяшки, или с дрожью в голосе декларирует „мне все равно“, терапевт-человек считывает неконгруэнтность и может на нее отреагировать. ИИ этого сделать не сможет», — отмечает психолог.
Кроме того, она отмечает, что ИИ не может подстроиться под уникальность клиента в реальном времени, с учетом контекста и интуитивной информации, то есть получить ключи к глубинным бессознательным процессам для личностной трансформации.
«Большая часть информации попадет к человеку через образы и телесные ощущения, которые вызывают эмоции. ИИ может описывать эмоции, но не переживать их и не распознавать их телесные проявления в клиенте. Может дать команду: „Подыши“, но не может темпом своего дыхания отрегулировать эмоциональное состояние клиента через систему зеркальных нейронов, тем самым перепрограммируя отношение к проблемной ситуации в моменте диалога. Терапия происходит в пространстве между словами, в со-настройке нервных систем живых людей. ИИ не имеет тела и эмоций, а значит, не имеет доступа к этому уровню опыта», — отмечает Светлана Мордорова.
На другие проблемы указывает Виктория Селихова.
«Есть и вопрос ответственности. Например, человек оказался в очень острой психологической ситуации, обратился к искусственному интеллекту, и в результате консультации ему стало хуже. Кто в этой ситуации будет отвечать за наступившие последствия? Думаю, что тут надежнее сработает обычный телефон доверия», — отмечает специалист.
«Среди того, что не сможет заменить ИИ — клиническое мышление и интуиция, способность связать разрозненные неочевидные симптомы в единую картину, а так же работа с невербальным контекстом: врач считывает то, что не сказано — дрожь в голосе, потухший взгляд, социальный контекст семьи», — полагает Анна Цоколова.
«В целом же конкуренция очень сильно будет отличаться от уровня запроса. Если нужно получить быстрый ответ на вопрос, понимание психологического термина или другая краткосрочная консультация — искусственный интеллект может быстро вытеснить человека. Если речь идет о долгосрочной пролонгированной терапии с целью проработки своих проблем, то пальма первенства надолго останется на стороне живых психологов. В том направлении терапии, в котором работаю я, — это гештальт-терапия — важен контакт человека с человеком, обратная связь от терапевта к клиенту. Исцеление происходит за счет этого контакта. И, как мне кажется, искусственный интеллект этого контакта не заменит», — считает Виктория Селихова.
Подводя итог первым реакциям на появление сервисов психологической поддержки на основе искусственного интеллекта, можно сказать, что они могут использоваться для решения определенного круга задач, но не могут заменить живого психолога в полной мере. С развитием технологий, в первую очередь — машинного распознавания эмоций — ситуация может измениться




